26 сентября 2013 г. |
Дело N А44-5035/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Самсоновой Л.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "САНТЭКС" Конопченко Ю.П. (доверенность от 28.06.2013),
рассмотрев 24.09.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "САНТЭКС" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 06.09.2012 (судья Ларина И.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 (судьи Чередина Н.В., Козлова С.В., Писарева О.Г.) по делу N А44-5035/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "САНТЭКС", место нахождения: 174210, Новгородская область, Чудовский район, город Чудово, Грузинское шоссе, дом 180, ОГРН 1025300721720 (далее - ООО "САНТЭКС", Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Новгородской области в лице Комитета финансов Новгородской области (переименованного постановлением администрации Новгородской области от 26.04.2012 N 255 в Департамент финансов Новгородской области, место нахождения: 173005, Новгородская область, Великий Новгород, Победы-Софийская Площадь, дом 1, ОГРН 1025300788094; далее - Департамент финансов), и к Комитету лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области, место нахождения: 173002, Новгородская область, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, дом 13 "а", ОГРН 1075321000105, (далее - Комитет), о взыскании неосновательного обогащения в размере 1 302 436 руб. 80 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 156 506 руб. 91 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены отдел "Чудовское лесничество" Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Новгородской области.
Решением суда первой инстанции от 06.09.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.06.2013, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые судебные акты, исковые требования удовлетворить. По мнению Общества, судами неправильно применены (истолкованы) нормы материального права, апелляционным судом не учтена правовая позиция надзорной инстанции, изложенная в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса РФ о договоре аренды" (далее соответственно - Постановление N 13 и Постановление N 73) по вопросу применения статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы, приведенные в жалобе, в полном объеме.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, представителей в суд не направили, в связи с чем в соответствии со статьями 123, 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения и постановления проверены в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании протокола от 19.10.2006 о результатах лесного конкурса федеральным государственным учреждением "Чудовский лесхоз" (арендодатель) и ООО "САНТЭКС" (арендатор) 15.11.2006 заключен договор N 20 аренды лесного участка, предусматривающий передачу арендатору во временное владение и пользование лесного участка площадью 4969 га сроком на 10 лет.
Акт приема-передачи лесного участка подписан сторонами 15.11.2006 Договор аренды зарегистрирован 07.12.2006 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
В связи с введением в действие с 01.01.2007 ЛК РФ и приведением в соответствии с ним договоров аренды между Комитетом (арендодатель) и ООО "САНТЭКС" (арендатор) 21.10.2008 заключен договор N 184 аренды лесного участка (далее - Договор), также предусматривающий передачу Обществу в аренду лесного участка площадью 4969 га, расположенного в Оскуйском и Грузинском участковых лесничествах, для заготовки древесины.
План лесного участка и его характеристика содержатся в приложениях 1, 2 к Договору.
Срок аренды, согласно пункту 27 Договора, установлен с 07.12.2006 по 06.12.2016.
По акту приема-передачи от 21.10.2008 лесной участок передан арендодателем арендатору (приложение 5 к Договору).
Государственная регистрация Договора произведена 22.12.2008.
Размер и порядок внесения арендной платы согласованы сторонами в разделе 3 договора. Согласно пункту 6 договора годовая арендная плата за пользование лесным участком составляет 1 024 094 руб. из расчета 60 руб. 96 коп. за 1 кубический метр обезличенной древесины на корню. При этом минимальный размер арендной платы, исчисленной исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, составляет 640 059 руб.
Стороны согласовали, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ (пункт 8 договора).
Сроки внесения арендной платы приведены в приложении 4 к договору, из которого следует, что арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями.
Соглашением от 19.06.2009 стороны внесли изменения в договор от 21.10.2008 N 184 аренды лесного участка, увеличив ежегодный размер арендной платы до 1 232 919 руб. 52 коп. из расчета 70 руб. 11 коп. за 1 кубический метр обезличенной древесины на корню, в том числе в части минимального размера арендной платы - 770 574 руб. 70 коп. Соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке в ЕГРП.
В период с 30.06.2009 по 20.03.2012 Общество во исполнение договорных обязательств уплатило арендную плату в части, превышающей минимальный размер, в сумме 1 302 436 руб. 80 коп.
Считая, что размер арендной платы за предоставленный ООО "САНТЭКС" в аренду лесной участок должен определяться исходя из ставок, утвержденных Правительством Российской Федерации, и не может превышать их, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 71, 73, частями 1 и 2 статьи 94 ЛК РФ и статьями 421, 422, 614 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в их системном толковании, пришел к выводу о том, что размер арендной платы по договору аренды лесных участков не может быть ниже минимального размера, который определяется по ставкам, установленным Правительством Российской Федерации, вместе с тем по соглашению сторон размер арендной платы может быть определен в сумме, превышающей минимальный размер арендной платы за пользование лесным участком.
Апелляционная инстанция оставила решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, находит судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
В силу части 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату) (пункт 1 статьи 614 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным, за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ настоящего Кодекса (часть 3 статьи 94 ЛК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Частью 4 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются, соответственно, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
В Постановлениях N 13 и N 73 выражена правовая позиция, в соответствии с которой "при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений".
Наряду с этим в пункте 18 Постановления N 73 даны следующие разъяснения "судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.
Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.
Согласно пункту 2 статьи 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом. Так, не является регулируемой та часть арендной платы, которая в соответствии с условиями торгов на право заключения договора аренды подлежит внесению дополнительно к периодическим платежам и размер которой определяется по результатам этих торгов (например, пункт 7 статьи 38.2 ЗК РФ). При этом размер другой части арендной платы, которая согласно договору аренды, заключенному по результатам таких торгов, подлежит внесению периодически, может определяться по правилам о регулируемой арендной плате.
В тех случаях, когда в соответствии с законом торги на право заключения договора аренды не проводились, условия договоров аренды государственного или муниципального имущества, предусматривающие взимание с арендатора дополнительно к регулируемой арендной плате платы за право на заключение договора аренды, являются ничтожными (статьи 168, 614 ГК РФ)".
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики и по этим вопросам принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 и пункт 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации")
Согласно пункту 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации публикуется в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и размещается на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. При этом арбитражным судам следует учитывать, что со дня размещения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, для них считается определенной. Аналогичные правила применяются при установлении даты, когда считается определенной практика применения законодательства по вопросам, разъяснения по которым содержатся в Постановлениях Пленума и информационных письмах Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как установлено частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Поскольку на дату рассмотрения дела апелляционным судом Постановление N 13 было опубликовано (на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 21.03.2013), суду апелляционной инстанции надлежало руководствоваться названным постановлением как актом, разъясняющим применение норм права.
При таких обстоятельствах обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новгородской области.
При новом рассмотрении суду надлежит в соответствии со статьей 71 АПК РФ установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства на основании полного и всестороннего исследования доказательств в их совокупности и взаимной связи, дать оценку обоснованности доводов и возражений сторон, вынести законный и обоснованный судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 частью 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 06.09.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 по делу N А44-5035/2012 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новгородской области.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.