24 сентября 2013 г. |
Дело N А56-4624/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Михайловской Е.А., Серовой В.К.,
при участии от открытого акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" Никитенко М.Н. (доверенность от 09.01.2013 N 16), от Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области Мельникова Н.Е. (доверенность от 22.04.2011 N 2-6-524/11-0),
рассмотрев 23.09.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2013 по делу N А56-4624/2013 (судьи Анисимова О.В., Александрова Е.Н., Трохова М.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Ленинградские областные коммунальные системы", место нахождения: 188354, Ленинградская обл., Гатчинский р-н, дер. Зайцево, Орловские ключи, ОГРН 1054700272219 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (у учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) о признании приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, место нахождения: 193311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843016628 (далее - Комитет), от 12.11.2012 N 138-П (далее - Приказ N 138-П) в части приложения N 8, которым для филиала Общества "Невский водопровод" с 01.07.2013 установлен тариф на питьевую воду, реализуемую потребителям Гатчинского муниципального района Ленинградской области в 2013 году, в размере 10,33 руб./м куб. (без учета налога на добавленную стоимость; далее - НДС), не соответствующим пунктам 2, 5 части 1 статьи 3 и части 1 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ); пунктам 5, 6 части 2 статьи 3 и части 5 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ); пунктам 2, 14 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования); пунктам 21, 32 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 (далее - Методические указания). Общество также просило обязать Комитет привести приложение N 8 к Приказу N 138-П в соответствие с действующим законодательством в сфере государственного регулирования тарифов на товары (услуги) организаций коммунального комплекса и признать экономически обоснованными затраты Общества по статьям: - "Расходы на электроэнергию" в размере 47 182,69 тыс. руб. вместо 45 672,08 тыс. руб., принятых регулирующим органом; - "Расходы на оплату труда основного производственного персонала" в размере 44 980,48 тыс. руб. вместо 35 785,80 тыс. руб., принятых регулирующим органом, в том числе: расходы на оплату труда производственных рабочих - 31 658,51 тыс. руб., расходы по резерву отпусков производственных рабочих - 3 761,1 тыс.руб., отчисления на социальные страхования - 9 560,87 тыс. руб.; - "Расходы на материалы, связанные с технологическим циклом" в размере 16 465,49 тыс. руб. вместо 16 309,45 тыс. руб., принятых регулирующим органом; - "Прямые расходы" в размере 36 413,07 тыс. руб. вместо 26 835,78 тыс. руб., принятых регулирующим органом, в том числе: расходы на оплату труда общепроизводственных рабочих - 10 019,93 тыс. руб., отчисления на социальные страхования - 3 026,02 тыс. руб., расходы по резерву отпусков производственных рабочих - 1 905,3 тыс. руб., прочие прямые расходы - 21 461,82 тыс. руб.; - "Цеховые расходы" в размере 22 911,78 тыс. руб. вместо 14 959,50 тыс. руб., принятых регулирующим органом, в том числе: расходы на оплату труда цеховых рабочих - 7 980,37 тыс. руб., отчисления на социальное страхование - 2 410,07 тыс. руб., расходы по резерву отпусков цеховых рабочих - 1 320,6 тыс. руб., прочие цеховые расходы - 11 200,74 тыс. руб.; - "Внереализационные расходы" в части выплаты процентов по кредиту в размере 16 167,47 тыс. руб. Решением суда от 07.06.2013 Приказ N 138-П в части приложения N 8, которым для филиала Общества "Невский водопровод" с 01.07.2013 установлен тариф на питьевую воду, реализуемую потребителям Гатчинского муниципального района Ленинградской области в 2013 году, в размере 10,33 руб./м куб. (без учета НДС), признан соответствующим пунктам 2, 5 части 1 статьи 3 и части 1 статьи 9 Закона N 210-ФЗ, пунктам 5, 6 части 2 статьи 3 и части 5 статьи 32 Закона N 416-ФЗ, пунктам 2, 14 Основ ценообразования, пунктам 21, 32 Методических указаний. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение процессуальных и материальных норм права, просит решение отменить, а заявление удовлетворить
Законность решения проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, пришел к следующему.
Приказом N 138-П филиалу Общества установлены тарифы на питьевую воду, отпускаемую потребителям Гатчинского муниципального района Ленинградской области в 2013 году, в размере 9,61 руб./м куб. (без учета НДС) с 01.01.2013 и 10,33 руб./м куб. (без учета НДС) - с 01.07.2013. Полагая, что установленный тариф является экономически не обоснованным, нарушает основные принципы регулирования тарифов, а также права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливаются Законом N 210-ФЗ, Основами ценообразования,
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Закона N 210-ФЗ к общим принципам регулирования тарифов и надбавок относится достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 3 Закона N 210-ФЗ предусмотрено полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
В силу пункта 20 статьи 2 Закона N 210-ФЗ предельные индексы - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования предельные индексы, устанавливаемые в отношении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, формируются с учетом предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации изменения цен в отраслях экономики на период действия тарифов, а также финансовых потребностей организаций коммунального комплекса для реализации производственной и инвестиционной программ.
Согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, подготовленному Минэкономразвития России и одобренному на заседании Правительства Российской Федерации 28.09.2012, пересмотр тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод будет осуществляться с 01.07.2013 и должен составить 10%.
Пунктом 25 Приказа Федеральной службы по тарифам от 25.10.2012 N 250-э/2 для Ленинградской области установлен предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, на период с 01.07.2013 по 31.12.2013 в размере 107,5%. Согласно пункту 2 Основ ценообразования установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы.
Согласно пункту 21 Методических указаний оценка экономической обоснованности расходов, включаемых в финансовые потребности, производится исходя из фактически достигнутых величин, плана мероприятий повышения эффективности деятельности регулируемой организации, с учетом положений законодательства Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налогообложения.
При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность. При необходимости экспертиза осуществляется экспертной организацией, привлекаемой для этих целей регулирующим органом в порядке, установленном Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520. Судом установлено и из материалов дела следует, что Комитетом проведена экспертиза расчетов на основе данных, представленных заявителем при подаче документов на установление тарифа. Инвестиционная программа Обществом не представлена. Результаты экспертизы отражены в экспертном заключении, согласно которому снижены заявленные предприятием на 2013 год суммы по статье "Расходы на электроэнергию" в связи с корректировкой объемных показателей, согласованных в производственной программе на 2012 год, определением фактического уровня тарифа на электрическую энергию за 3 месяца 2012 года и применением индекса-дефлятора; не приняты предложения Общества по увеличению затрат в статьях "Расходы на оплату труда основного производственного персонала" и "Отчисления на социальное страхование" в связи с завышением в плане численности производственного персонала. Статьи "Прочие прямые расходы", "Цеховые расходы" и "Общехозяйственные расходы" приняты с корректировкой расходов на заработную плату соответствующих категорий работников в пределах нормативной численности и применением индексов-дефляторов, установленных на 2013 год. Индекс роста тарифа с 01.07.2013 к 01.01.2013 составил 107,5%.
Суд, оценив и исследовав в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений документы и доказательства, установил, что тариф для Общества на питьевую воду, реализуемую потребителям Гатчинского района с 01.07.2013 по 31.12.2013, утвержден в пределах установленной Федеральной службой по тарифам максимальной величины роста тарифов на тепловую энергию, рассчитанной исходя из тарифов, действовавших для организаций области на 31.12.2012. Принцип регулирования тарифов, определенный пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона N 210-ФЗ, поскольку согласно калькуляции тарифа в расчет тарифа включена прибыль в размере 10 209,86 тыс. руб., не нарушен. Мотивы, по которым Комитетом исключена часть расходов по отдельным статьям, отражены в экспертном заключении и протоколе заседания правления Комитета от 09.11.2012, на котором утвержден оспариваемый тариф.
Довод Общества относительно необоснованного непринятия части расходов был предметом детального изучения суда первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Изложенные в кассационной жалобе возражения относительно неправомерности снижения Комитетом экономически обоснованных расходов Общества не принимаются, поскольку направлены на иную оценку доказательств и установленных по делу обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2013 по делу N А56-4624/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.