02 октября 2013 г. |
Дело N А13-13100/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В.,
рассмотрев 25.09.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12.03.2013 (судья Мамонова А.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Докшина А.Ю.) по делу N А13-13100/2012,
установил:
Департамент лесного комплекса Вологодской области, место нахождения: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Герцена, д. 27, ОГРН 1053500056136 (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным постановления Комитета по управлению имуществом Тарногского муниципального района Вологодской области, место нахождения: 161560, Вологодская обл., Тарногский городок, Советская ул., д. 30, ОГРН 1023501493311 (далее - Комитет), от 01.04.2010 N 73 "Об отнесении к категории земельного участка".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (далее - Территориальное управление), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области (далее - Учреждение), общество с ограниченной ответственностью "Тарногская механизированная колонна" (далее - Общество).
Решением от 12.03.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.06.2013, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, заявление удовлетворить.
Как указывает податель жалобы, надлежащими доказательствами отнесения земельных участков к той или иной категории, видам разрешенного использования являются государственный лесной реестр, государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним; материалы дела подтверждают, что карьер ПГС "Чугла" площадью 1,8 (2,2) га расположен на землях государственного лесного фонда; доказательств перевода земель лесного фонда в земли иной категории Комитет не представил, а следовательно не доказал законность принятия оспариваемого постановления.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить принятые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Комитета от 01.04.2010 N 73 "Об отнесении к категории земельного участка" земельный участок площадью 19 780 кв. м с кадастровым номером 35:08:0301020:28, расположенный по адресу: Вологодская область, Тарногский район, с/п Спасское, предназначенный для разработки полезных ископаемых, отнесен к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Полагая, что названный участок входит в состав лесного фонда и находится в Тарногском государственном лесничестве (Спасское участковое лесничество, квартал N 54, выдел N 20), в связи с чем оспариваемое постановление вынесено с превышением полномочий Комитета, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды отказали в удовлетворении заявления, поскольку пришли к выводу, что Комитет принял оспариваемое постановление в пределах своих полномочий.
Кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьями 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В силу пунктов 2, 8 части 1 статьи 22 Закона о кадастре кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется при предоставлении межевого плана (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копии документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 названного Закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ), копии документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений о земельном участке).
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
В материалы дела представлен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 35:08:0301020:28, в котором указано, что весь участок относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, имеет вид разрешенного использования "для разработки полезных ископаемых" и фактически используется в этих целях. Сведения об отнесении какой-либо части этого участка к землям лесного фонда в паспорте отсутствуют.
Согласно представленному в материалы дела землеустроительному делу по установлению и закреплению на местности границ этого участка он поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке с определением и согласованием границ со смежными землепользователями, в том числе с Территориальным управлением. Действия по межеванию этого участка и кадастровому учету никем не оспорены и не признаны незаконными.
Суды посчитали, что представленные Департаментом в дело материалы лесоустройства не являются доказательством того, что часть спорного земельного участка относится к землям лесного фонда и входит в состав лесного участка площадью 3 251 431 000 кв. м, право собственности на который согласно свидетельству от 05.10.2006 серии 35-СК N 079891 зарегистрировано за Российской Федерацией, поскольку лесоустройство проведено до того, как в отношении спорного земельного участка выполнены землеустроительные работы, межевание и кадастровый учет. К тому же в отношении земельного участка площадью 3 251 431 000 кв. м, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, межевание не проводилось.
Поскольку в нарушение статей 65 и 68 АПК РФ Департамент не представил надлежащих доказательств того, что в состав спорного земельного участка входят участки лесного фонда, суды пришли к выводу о том, что Комитет правомерно, в пределах предоставленных ему полномочий, осуществил действия по отнесению его к определенной категории.
Довод жалобы о том, что надлежащими доказательствами отнесения земельных (лесных) участков к той или иной категории, тому или иному виду разрешенного использования являются государственный лесной реестр, государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не противоречит выводам судов.
Ссылка Департамента на то, что материалы дела подтверждают, что карьер ПГС "Чугла" площадью 1,8 (2,2) га расположен на землях государственного лесного фонда, направлена на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся доказательств, поэтому не принимается кассационной инстанцией.
Поскольку суды обеих инстанций, правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно отказали в удовлетворении заявления Департамента, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 12.03.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 по делу N А13-13100/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.