07 октября 2013 г. |
Дело N А05-1874/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Кадулина А.В., Рудницкого Г.М.,
при участии от открытого акционерного общества "Издательско-полиграфическое предприятие "Правда Севера" Костылевой Е.Г. (доверенность от 01.10.2013),
рассмотрев 07.10.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.04.2013 (судья Шапран Е.Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013 (судьи Романова А.В., Носач Е.В., Зайцева А.Я.) по делу N А05-1874/2013,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д.2, ОГРН 1092901006725 (далее - Управление Росимущества), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к открытому акционерному обществу "Издательско-полиграфическое предприятие "Правда Севера", место нахождения: 163002, г. Архангельск, Новгородский пр., д. 32, ОГРН 1042900000241 (далее - Общество), о взыскании с ответчика 865 476 руб. 80 коп., в том числе 798 269 руб. задолженности по арендной плате за период с 01.01.2011 по 31.12.2012 на основании договора аренды земельного участка от 25.08.2008 N 332/1 и 67 207 руб. 80 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 04.04.2011 по 28.02.2013.
Решением суда первой инстанции от 24.04.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.07.2013, с Общества в пользу Управления Росимущества взыскано 111 962 руб. 05 коп., в том числе 103 148 руб. задолженности и 8814 руб. 05 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами; в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, иск удовлетворить в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, Общество не представило доказательства переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды; расчет арендной платы за спорный период соответствует положениям действующего законодательства; поскольку в договоре стороны согласовали методику определения размера арендной платы за земельный участок, принятие постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) не может повлечь изменения способа расчета размера арендных платежей.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит жалобу отклонить.
В судебном заседании представитель Общества просил жалобу отклонить.
Управление Росимущества о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако своего представителя в суд не направило, что не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, решением Архангельского городского совета народных депутатов (далее - Совет) от 06.04.1993 N 100/10 Обществу в постоянное пользование был предоставлен земельный участок площадью 2,38 га, расположенный по адресу: г. Архангельск, Новгородский пр., д. 32.
Совет и Общество заключили договор от 06.04.1993 о землепользовании указанного земельного участка.
Архангельским городским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству выдано Обществу свидетельство от 14.10.1993 на постоянное пользование названным земельным участком.
В связи с уточнением границ земельного участка мэрией города Архангельска (далее - Мэрия) было вынесено распоряжение от 08.02.2001 N 64/3р о предоставлении Обществу в постоянное пользование земельного участка площадью 2,74 га в Ломоносовском территориальном округе по проспекту Новгородскому в городе Архангельске для эксплуатации объектов недвижимости производственного комплекса (типографского, редакционного, газетного и др. корпусов).
Право постоянного пользования Общества спорным участком было переоформлено на право аренды в 2003 году, что следует из распоряжения Мэрии от 20.03.2003 N 204р.
Впоследствии в связи с оформлением права федеральной собственности на названный земельный участок Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Архангельской области было издано распоряжение от 18.08.2008 N 1078-р "О предоставлении земельного участка с кадастровым номером 29:22:050504:0057".
В соответствии с вышеуказанным распоряжением Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Архангельской области (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 25.08.2008 N 332/1 аренды, находящегося в федеральной собственности земельного участка, с множественностью лиц на стороне арендатора.
Согласно условиям договора Обществу в аренду на срок по 17.08.2057 предоставлен земельный участок площадью 3 553 кв. м с кадастровым номером 29:22:050504:0057, расположенный по адресу: г. Архангельск, Новгородский пр., д. 32.
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 15.01.2009.
На земельном участке расположено здание газетного корпуса общей площадью 5 434,5 кв. м.
В собственности Общества находятся помещения общей площадью 4 058 кв. м, что составляет 74,67% от общей площади здания.
Как следует из пункта 3.2 договора, размер арендной платы на 2008 год (за период с 01.07.2008 по 31.12.2008 с учетом пункта 2.2 договора) определен как произведение площади земельного участка, приходящегося на долю Общества, удельного показателя кадастровой стоимости, ставки арендной платы на 2008 год за кв. м и коэффициента-дефлятора на 2008 год.
Размер арендной платы на 2008 год (за период с 01.07.2008 по 31.12.2008) установлен в сумме 61 052 руб.
Пунктом 3.4 договора предусмотрено, что размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с законами Российской Федерации или на основании отчета об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы земельного участка. Арендодатель направляет арендатору расчет размера арендной платы. Подписание дополнительных соглашений в данном случае не требуется.
Со ссылкой на отчет оценщика от 10.11.2008 N 70 об определении рыночной величины годовой арендной платы земельных участков и пункт 3.4 договора аренды, Управление Росимущества направило Обществу уведомление об установлении с 2009 года арендной платы на основании указанного отчета.
Согласно отчету рыночная стоимость годовой арендной платы для земельного участка площадью 3 553 кв. м, расположенному по адресу: г. Архангельск, Новгородский пр., д. 32, составляет 106,46 руб. за 1 кв. м в год.
В связи с этим размер арендной платы на 2009 год, исходя из доли Общества, составил 282 441 руб.
Управление Росимущества направило Обществу уведомление о размере арендной платы на 2011 год в сумме 387 509 руб., на 2012 год - в сумме 410 760 руб.
Ссылаясь на наличие задолженности Общества по арендной плате, истец обратился в Арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично, сделав вывод о том, что размер арендной платы за земельный участок должен составлять 2% от его кадастровой стоимости.
Суд апелляционной инстанции согласился с этим выводом.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
По смыслу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если цена на определенные товары (работы, услуги) устанавливается уполномоченными государственными органами, стороны не вправе применять в договорных отношениях иные цены.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Поэтому, как правильно указали суды, независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Данные выводы соответствуют разъяснениям, содержащимся в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13).
Постановлением N 582, вступившим в силу 04.08.2009, утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее - земельные участки), в расчете на год (далее - арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее - федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: а) на основании кадастровой стоимости земельных участков; б) по результатам торгов (конкурсов, аукционов); в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Подпунктом "д" пункта 3 Правил установлено, что арендная плата за земельный участок рассчитывается в размере 2% от кадастровой стоимости такого земельного участка, если земельный участок не указан в подпунктах "а" - "г" названного пункта и право аренды на него переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Право аренды земельного участка считается переоформленным в соответствии с земельным законодательством, если данное право приобретено в результате замены права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на основании и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Факт переоформления участка в аренду с одновременным прекращением права постоянного (бессрочного) пользования Общества подтверждается материалами дела.
Поскольку Общество относится к лицам, которые переоформили право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды, арендная плата за использование спорного земельного участка должна определяться в соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ и ее годовой размер не может быть более 2% кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
При установлении размера задолженности судами принят расчет арендной платы с учетом действующего законодательства на спорный период.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.04.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013 по делу N А05-1874/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.