08 октября 2013 г. |
Дело N А66-12394/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Блиновой Л.В., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Заволжский мясокомбинат" Дуранина А.В. (доверенность от 09.01.2013), Тимофеевой М.С. (доверенность от 03.12.2012), от Правительства Тверской области Вуйминой И.М. (доверенность от 15.01.2013), Морозовой О.В. (доверенность от 15.01.2013),
рассмотрев 08.10.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 06.02.2013 (судья Басова О.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2013 (судьи Тарасова О.А., Виноградова Т.В., Докшина А.Ю.) по делу N А66-12394/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Заволжский мясокомбинат" (место нахождения: Тверская область, Калининский район, поселок Заволжский, дом 2а, помещение 2; ОГРН 1116952076867; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям (далее - Управление), выразившегося в уклонении от принятия и оформления в порядке, предусмотренном пунктом 7 Правил отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 (далее - Правила N 310), решения о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных в отношении отчужденных у Общества животных; бездействия Правительства Тверской области (далее - Правительство области), выразившегося в уклонении от принятия и оформления в порядке, предусмотренном пунктом 7 Правил N 310 и пунктом 2.6 Порядка отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Тверской области, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 21.11.2006 N 281-па (далее - Порядок N 281-Па), решения об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в отношении отчужденных у Общества животных; бездействия главного управления "Государственная инспекция по ветеринарии" Тверской области (далее - Инспекция) и Администрации муниципального образования "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области (далее - Администрация), выразившегося в уклонении от оформления и подписания в порядке, предусмотренном пунктом 8 Правил N 310 и пунктом 3.4 Порядка N 281-Па, акта об отчуждении животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных в отношении отчужденных у Общества животных.
Решением суда первой инстанции от 06.02.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.06.2013, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Правительство области просит изменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, суды вышли за пределы заявленных требований, фактически разрешив спор о праве Общества на выплату компенсации за изъятые продукты животноводства.
В судебном заседании представители Правительства области поддержали доводы жалобы, представители Общества просили в ее удовлетворении отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением Губернатора Тверской области от 24.07.2012 N 165-пг на территории Тверской области с 24.07.2012 установлены ограничительные мероприятия (карантин) по африканской чуме свиней (АЧС) на срок проведения мероприятий по ликвидации вспышек АЧС до принятия отдельного решения.
На основании срочного донесения Инспекции от 24.07.2012 о выявлении очага АЧС на территории открытого акционерного общества племзавод "Заволжское" (далее - ОАО племзавод "Заволжское") Управлением приняты решения от 25.07.2012 и 26.07.2012 о необходимости проведения на территории первой угрожаемой зоны отчуждения домашних свиней в хозяйствах всех форм собственности и изъятия сырой продукции убоя свиней непромышленного изготовления у граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, занимающихся переработкой, хранением и реализацией свиноводческой продукции.
Постановлениями Губернатора Тверской области от 27.07.2012 N 167-пг и от 06.08.2012 N 180-пг в постановление от 24.07.2012 N 165-пг внесены изменения: территория комплекса N 2 ОАО племзавод "Заволжское" (поставщик продукции Обществу) признана эпизоотическим очагом АЧС, поселок Заволжский отнесен к первой угрожаемой зоне, а территория Общества признана инфицированным объектом АЧС.
Пунктом 2.3 плана ограничительных мероприятий по ликвидации вспышек АЧС (приложение 1 к постановлению от 24.07.2012 N 165-пг) на период карантина в эпизоотических очагах и инфицированных объектах предусмотрено уничтожение всего без исключения свинопоголовья бескровным методом; сжигание на месте трупов убитых и павших свиней, продукции свиноводства.
Общество направило заинтересованным лицам письма от 10.08.2012 N 137, 138 с просьбой направить представителей для участия в уничтожении продукции свиноводства.
Указанная продукция уничтожена путем сжигания до несгораемого остатка без участия представителя Администрации в соответствии с актами об уничтожении, подписанными представителями Управления и Инспекции.
Поскольку от подписания актов об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства названные представители отказались, Общество, сославшись на незаконность бездействия заинтересованных лиц, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления исходя из того, что после признания территории Общества инфицированным объектом АЧС принятия отдельного решения, предусматривающего отчуждение у него свиноводческой продукции, не требовалось.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон) в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территории одного субъекта Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, принимает решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 18 Закона владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны, в частности, осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
В силу статьи 19 Закона при ликвидации очагов особо опасных болезней животных животные и (или) продукты животноводства могут быть изъяты по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правилами N 310 предусмотрено, что при выявлении животных, которые являются носителями возбудителей особо опасных болезней животных, или животных с клиническими признаками таких болезней должностные лица государственной ветеринарной службы и специалисты в области ветеринарии направляют информацию об этом государственному ветеринарному инспектору по закрепленной территории обслуживания, а также главному государственному ветеринарному инспектору субъекта Российской Федерации (пункт 4).
Решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных принимает руководитель территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или его заместитель в 2-дневный срок с даты получения указанной информации (пункт 7 Правил N 310).
В силу пункта 8 названных Правил организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
О проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства составляется акт по установленной форме.
В соответствии с пунктом 2.6 Порядка на основании решения о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, принятого Управлением, Правительство области в течение трех суток с момента его получения принимает решение об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства и направляет его копию гражданам и юридическим лицам - владельцам животных (грузов).
Согласно пункту 3.4 Порядка отчуждение животных и опасных в ветеринарно-санитарном отношении грузов, мероприятия по их обеззараживанию и уничтожению оформляются комиссионно с участием Инспекции, Управления и органа местного самоуправления муниципального образования Тверской области актом по установленной форме.
В данном случае судом первой инстанции установлено, что Правительством области решение об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, предусмотренное пунктом 2.6 Порядка, не принято.
Вместе с тем, как указано судом, постановлением Губернатора Тверской области от 06.08.2012 N 180-пг принадлежащая Обществу территория признана инфицированным объектом АЧС, в связи с этим с указанной даты на заявителя распространяется требование пункта 2.3 плана мероприятий по ликвидации вспышек АЧС о необходимости сжигания продукции свиноводства.
Приняв во внимание, что постановление Губернатора Тверской области от 06.08.2012 N 180-пг, являющееся для Общества распорядительным документом, доведено до общего сведения посредством опубликования 08.08.2012 в издании "Тверская жизнь" (N 146), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
При этом судами вопрос о компенсации стоимости уничтоженной продукции не рассматривался, поскольку Обществом такое требование не заявлено.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 06.02.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2013 по делу N А66-12394/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.