10 октября 2013 г. |
Дело N А52-4623/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Корабухиной Л.И., Васильевой Е.С.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Псковской области Федоровой О.Г. (доверенность от 08.10.2013), от общества с ограниченной ответственностью "Стромпесок" Штеймиллера Д.А. (доверенность от 07.10.2013),
рассмотрев 09.10.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 21.03.2013 (судья Манясева Г.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013 (судьи Мурахина Н.В., Пестерева О.Ю., Потеева А.В.) по делу N А52-4623/2012,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стромпесок", ОГРН 1026002741764 (далее - ООО "Стромпесок", Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Псковской области (далее - Инспекция) о признании частично недействительным решения от 27.09.2012 N 08-34/0952.
Решением суда первой инстанции от 21.03.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановление апелляционного суда от 24.06.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемым решением Обществу правомерно доначислен земельный налог за 2009 и 2010 годы.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества отклонил их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная проверка соблюдения Обществом налогового законодательства за период 01.01.2009 по 31.10.2011, о чем составлен акт от 03.09.2012 N 08-34/20ДСП и принято решение от 27.09.2012 N 08-34/0952ДСП.
Указанным решением Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа, в том числе за неполную уплату земельного налога в размере 62 940 руб. Кроме этого, Обществу предложено уплатить земельный налог в сумме 629 400 руб., а также 154 586 руб. 35 коп. пеней по указанному налогу.
Управление Федеральной налоговой службы по Псковской области своим решением от 12.11.2012 N 2.5-08/2765дсп отклонило апелляционную жалобу общества.
Не согласившись с решением Инспекции в части доначисления земельного налога, пеней и штрафа, ООО "Стромпесок" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций правомерно руководствовались следующим.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - Постановление N 54) плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый госреестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
По мнению налогового органа, Общество, имея на праве постоянного (бессрочного) пользования в проверяемом периоде объект налогообложения - земельный участок, расположенный по адресу: Псковская область, Стругокрасненский район, поселок Струги Красные, улица Советская, дом 98-а, площадью 400 000 кв. м, кадастровый номер объекта: 60:23:0090111:266 (предыдущий номер - 60:23:010201:22), на территории муниципального образования (поселения) "Струги Красные", входящего в состав муниципального образования "Струго-Красненский район", не определило налоговую базу в отношении указанного земельного участка, не исчислило и не уплатило земельный налог в 2009-2010 годах.
В обоснование своей позиции о правомерности начисления обществу земельного налога, соответствующих пеней и штрафных санкций, Инспекция также ссылается на представленный филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Псковской области кадастровый паспорт и кадастровую выписку с планами земельного участка N 60:23:0090111:226 (предыдущий N 60:23:010201:22), в которых указан земельный участок площадью 40 га с категорией земель - земли населенных пунктов (том 1, листы 133 - 138).
Кроме того, несмотря на то, что было произведено межевание земли на 2 земельных участка, а именно участок площадью 7,5 га с категорией - земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения, кадастровый номер 60:23:0090111:0065 и площадью 1,5 га с категорией - земли запаса, кадастровый номер 60:23:0090111:0066, соответствующие изменения в учетные данные внесены не были.
Налоговым органом также установлено, что с 2007 года на основании договора N 188 (том 1, листы 63 - 65) Общество взяло в аренду 2 земельных участка, один из которых площадью 5,2 га земели промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения, а второй площадью 0,8 га земели запаса. Вместе с тем, на выделение двух участков (5,2 га и 0,8 га) внутри участков с кадастровыми номерами 60:23:0090111:0065 и 60:23:0090111:0066 документы не представлены.
Таким образом, Общество зарегистрировало свое право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 400 000 кв. м, с кадастровым номером 60:23:010201:22 (далее - номер 60:23:0090111:266), расположенный по адресу: Псковская область, Струго-Красненский район, поселок Струги Красные, улица Советская, дом 98-а, о чем в Едином госреестре 29.06.2000 сделана запись регистрации N 60-23-2000-268-310/00002 (том 1, лист 25).
Регистрация спорного участка произведена на основании распоряжений администрации Струго-Красненского района от 02.06.1992 N 273-р, от 14.06.2000 N 370-р "О перерегистрации земель, находящихся во владении и пользовании предприятий, организаций и учреждений района" и "Об утверждении материалов инвентаризации земель ООО "Стромпесок".
Вместе с тем судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что на основании заявления Общества распоряжением администрации Струго-Красненского района от 09.09.2003 N 589-р (выписка из данного распоряжения; том 2, лист 27) земельный участок площадью 35 га под разработкой карьера у него изъят и передан в земли запаса.
На запрос Инспекции от 01.02.2013 N 08-34/00686 (том 2, листы 24 - 25) о предоставлении информации по спорному участку, администрация Струго-Красненского района в письме от 07.02.2013 N 344 (том 2, лист 26) подтвердила изъятие у ООО "Стромпесок" на основании распоряжения от 09.09.2003 земельного участка площадью 35 га под разработкой карьера и передаче его в земли запаса.
При формировании годового отчета за 2004 год Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Струго-Красненского района внесены соответствующие изменения в учетные данные (том 1, листы 24 - 28).
Отклоняя доводы Инспекции, суд апелляционной инстанции правомерно сослался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2013 N 12992/12, в котором указано, что возложение обязанности по уплате земельного налога на лицо, не обладавшее земельным участком в спорный период и не имевшего юридической возможности извлекать доход от его использования, нарушает принцип экономической обоснованности взимания земельного налога как поимущественного налога.
В отношении земельного участка площадью 5 га Общество до 2006 года уплачивало земельный налог. Затем, с целью использования в своей хозяйственной деятельности земельного участка в 5 га Общество в 2006-2009 годах заключало с администрацией Струго-Красненского района договоры аренды сроком на 11 месяцев, по условиям которых производило оплату арендных платежей. С 2010 года администрацией района отказано в пролонгации договора аренды, поскольку спорный участок отошел к землям лесного фонда.
В письме от 12.03.2013 N 576 на запрос инспекции администрация Струго-Красненского района сообщила, что Комитет по земельным ресурсам и землеустройству был реорганизован в Управление Роснедвижимости, а затем в Росреестр по Псковской области. Сведениями о внесении соответствующих изменений по спорному участку вышеуказанным органом администрация района не располагает (том 2, листы 58 - 59).
Администрация Струго-Красненского района в письме от 07.12.2012 N 344 также подтвердила, что с Обществом заключались договоры аренды земельного участка, срок действия последнего из них закончился 30.09.2009, при этом указав, что земельные участки предоставлялись в аренду администрацией Струго-Красненского района на основании кадастровых паспортов и других документов в соответствии с действующим на тот период земельным законодательством.
Как следует из постановления главы района от 05.11.2008 N 441, заявителю представлен в аренду до 30.09.2009 земельный участок площадью 52 000 кв. м под разработку карьера строительных и формовочных песков с кадастровым номером 60:23:0090111:0065 и на землях запаса площадью 8 000 кв. м, кадастровый номер 60:23:0090111:0066.
Данное обстоятельство подтверждается межевым планом земельного участка и его частей за кадастровым номером 60:23:0090111:266 (том 1, листы 70, 134; том 2, лист 15), выписками из Государственного кадастра недвижимости, полученными налоговым органом, где данные участки отнесены к категории земель - земли запаса (том 2, листы 40 - 43), при этом в выписке по земельному участку с кадастровым номером 60:23:0090111:0065 в графе 6 - дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - указана 10.01.2006, по земельному участку с кадастровым номером 60:23:0090111:0066 - 11.01.2006. По земельному участку 60:23:0090111:0065 зарегистрировано обременение в виде аренды земли ООО "Стромпесок" (том 2, лист 44).
В силу пунктов 1, 5 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) переход земельных участков из одной категории в другую осуществляется путем подачи соответствующего ходатайства самим заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства, либо может происходить по инициативе исполнительных органов власти или органов местного самоуправления без согласия правообладателей земельных участков в целях создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Пунктом 3 статьи 5 Закона N 172-ФЗ установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 05.06.2012 N 16720/11, по смыслу упомянутых норм надлежащим доказательством принадлежности спорного земельного участка к конкретной категории земель являются данные государственного кадастрового учета.
Поскольку налоговый орган в ходе выездной проверки не выяснил и не устранил все противоречия, связанные с правовым статусом спорного земельного участка, и не доказал, что Общество является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка площадью 400 000 кв. м с кадастровым номером 60:23:0090111:266, следовательно, оспариваемое решение Инспекции правомерно признано судами недействительным.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Псковской области от 21.03.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013 по делу N А52-4623/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.