Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 1. Положение о пожарно-спасательных гарнизонах

Приложение N 1
к приказу МЧС России
от 13 января 2025 г. N 19

 

Положение
о пожарно-спасательных гарнизонах

 

1. Органы управления, подразделения, организации и учреждения независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ (далее - подразделения гарнизона), расположенные на территориях одного или нескольких граничащих между собой муниципальных районов, муниципальных, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения, объединяются в местные пожарно-спасательные гарнизоны (далее - ПСГ).

2. В территориальные ПСГ объединяются местные ПСГ, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации.

3. В целях координации повседневной деятельности подразделений гарнизона, входящих в ПСГ, и контроля за обеспечением их готовности к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (далее - АСР), в каждом ПСГ организуется гарнизонная служба.

4. Задачами гарнизонной службы являются:

учет сил и средств подразделений гарнизона;

планирование действий по тушению пожаров и проведению АСР (далее - боевые действия);

организация работы по поддержанию в исправном состоянии огнетушащих веществ, мобильных средств пожаротушения, аварийно-спасательной техники и оборудования, средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных (далее - СИЗОД), специальной защитной одежды пожарного, средств индивидуальной защиты рук, ног и головы пожарного, средств спасения людей при пожаре с высотных уровней, а также иных средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения 1, используемых подразделениями гарнизона при ведении боевых действий;

создание единой системы связи между подразделениями гарнизона в режиме повседневной деятельности и при проведении боевых действий;

организация взаимодействия с дежурно-диспетчерскими службами (далее - ДДС) организаций и объектов, едиными дежурно-диспетчерскими службами (далее - ЕДДС) муниципальных образований, функциональными и территориальными подсистемами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 2;

координация подготовки личного состава подразделений гарнизона к проведению боевых действий;

координация работы в области охраны труда в подразделениях гарнизона;

координация работы личного состава подразделений гарнизона в непригодной для дыхания среде 3 с использованием СИЗОД;

координация работы по защите личного состава подразделений гарнизона и средств, используемых при ведении боевых действий, от воздействия радиации, химических, биологических и иных опасных веществ;

координация работы по профилактике пожаров;

разработка и реализация плана мероприятий ПСГ.

5. Особенности реализации задач гарнизонной службы на особорежимных объектах, а также взаимодействия подразделений ведомственной пожарной охраны, расположенных на указанных объектах, с подразделениями Государственной противопожарной службы должны осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

6. Центрами управления в кризисных ситуациях 4 осуществляется информационное обеспечение деятельности ПСГ, в том числе реализация комплекса мер по сбору, обмену, анализу и систематизации информации о ведении боевых действий.

7. В целях учета сил и средств подразделений гарнизона в ПСГ организуется реализация следующих мероприятий:

определение требований к формированию, сбору, обобщению и передаче информации о силах и средствах подразделений гарнизона, включаемых в строевую записку пожарно-спасательного гарнизона (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Положению);

проверка состава сил и средств, заявленного в строевой записке пожарно-спасательного гарнизона, их фактическому составу.

8. В целях планирования боевых действий в ПСГ организуются:

учет зданий по классам функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф3.1, Ф3.7, Ф4.1, Ф4.2 и Ф5 5;

планирование и осуществление проверок готовности сил и средств подразделений гарнизона, находящихся на дежурстве, к ведению боевых действий;

проведение контрольно-проверочных, тренировочных, показных, опытных и комплексных пожарно-тактических учений (далее - ПТУ), контроль за проведением занятий по решению пожарно-тактических задач (далее - ПТЗ).

9. В целях организации работы по поддержанию в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, используемых подразделениями гарнизона при проведении боевых действий, осуществляются:

учет количества и состояния средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, используемых при проведении боевых действий;

сбор и анализ сведений по укомплектованности подразделений гарнизона водительским составом и его подготовленность;

анализ состояния и эффективности работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) со служебным транспортом.

10. В целях создания единой системы связи между подразделениями гарнизона организуются:

учет количества и состояния имеющихся в подразделениях гарнизона средств связи и оповещения личного состава;

учет причин неисправностей и отказов средств связи, разработка предложений по их недопущению;

разработка регламента радиосвязи и схемы связи между подразделениями гарнизона;

контроль за правильностью ведения радиообмена в ПСГ;

сбор и анализ сведений по укомплектованности подразделений гарнизона дежурно-диспетчерским составом и организация его подготовки.

11. Взаимодействие с ДДС охраняемых подразделениями гарнизона организаций, ЕДДС муниципальных образований, территориальными и функциональными подсистемами РСЧС организуется посредством осуществления мероприятий по разработке, заключению и актуализации совместных документов, предусматривающих:

информационный обмен по вопросам организации гарнизонной службы и проведения боевых действий;

привлечение сил и средств для участия в проведении боевых действий;

обязанности лиц, привлекаемых для участия в боевых действиях;

практическую отработку вопросов подготовки к взаимодействию при ведении боевых действий при проведении ПТУ и решения ПТЗ.

12. В целях координации подготовки личного состава подразделений гарнизона к проведению боевых действий организуются:

мероприятия по подготовке личного состава подразделений гарнизона;

контроль организации профессиональной подготовки в подразделениях гарнизона в соответствии с планом мероприятий ПСГ;

изучение оперативно-тактических характеристик объектов, охраняемых подразделениями гарнизона.

13. В целях координации работы в области охраны труда организуются:

мероприятия по контролю за соблюдением требований охраны труда;

участие в работе комиссий по расследованию несчастных случаев с личным составом подразделений гарнизона, произошедших в повседневной деятельности и (или) при ведении боевых действий;

мероприятия по контролю за проведением инструктажей по охране труда с личным составом подразделений гарнизона.

14. В целях координации работы личного состава подразделений гарнизона в непригодной для дыхания среде с использованием СИЗОД осуществляется контроль за исполнением требований Правил использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения личным составом подразделений пожарной охраны, утвержденных приказом МЧС России от 27 июня 2022 г. N 640 (зарегистрирован Минюстом России 7 апреля 2023 г., регистрационный N 72945).

15. В целях координации работы по защите личного состава подразделений гарнизона и средств, используемых подразделениями гарнизона при ведении боевых действий, от воздействия радиации, химических, биологических и иных опасных веществ осуществляются:

мониторинг риска возникновения биологического и химического загрязнения, радиоактивного заражения на охраняемых подразделениями гарнизона объектах и территориях;

выполнение мероприятий по защите от ядерного и химического оружия, а также по обеспечению радиационной безопасности;

учет количества специальной техники и средств радиационной и химической защиты, приборов разведки и контроля, дезактивирующих, дегазирующих, дезинфицирующих веществ, а также контроль за их состоянием;

сбор и анализ сведений по укомплектованности подразделений гарнизона специалистами по вопросам ведения радиационной и химической разведки и наблюдения;

взаимодействие с организациями, в которых обращаются радиационно, химически, биологически опасные вещества и материалы, по вопросам ведения боевых действий, в том числе по организации пропускного режима, проведения дезактивации, дегазации, дезинфекции личного состава и техники подразделений гарнизона.

16. В целях координации работы по профилактике пожаров в ПСГ организуются:

информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан о пожарах;

информационное освещение мероприятий по профилактике пожаров в средствах массовой информации;

участие в осмотре источников наружного противопожарного водоснабжения и подъездных путей к ним, а также площадок и пирсов для установки пожарных автомобилей;

правовое просвещение и правовое информирование 6.

17. Входящие в состав ПСГ органы исполнительной власти и подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на осуществление федерального государственного пожарного надзора (далее - органы государственного пожарного надзора), должны осуществлять профилактику пожаров в форме профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" 7.

18. В целях планирования и реализации совместных мероприятий в ПСГ разрабатывается и доводится до подразделений пожарной охраны план мероприятий пожарно-спасательного гарнизона (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Положению).

19. Организация деятельности гарнизонной службы осуществляется следующими должностными лицами (далее - должностные лица) территориальных и местных ПСГ:

начальником ПСГ;

заместителями начальника ПСГ;

оперативным дежурным ПСГ;

диспетчером ПСГ.

20. Должностные лица местных ПСГ, ответственные за реализацию задач гарнизонной службы, должны взаимодействовать с должностными лицами территориального ПСГ.

21. В местных ПСГ, расположенных в административных центрах субъектов Российской Федерации, должностные лица местного ПСГ могут не назначаться, а обязанности должностных лиц местного ПСГ приказом начальника территориального органа МЧС России 8 возлагаются на должностных лиц территориального ПСГ.

22. Должностные лица, ответственные за реализацию задач гарнизонной службы, закрепляются приказом начальника территориального органа МЧС России:

в территориальном ПСГ - за руководителями структурных подразделений и (или) за должностными лицами территориального органа МЧС России в соответствии с направлениями их деятельности;

в местном ПСГ - за должностными лицами из числа руководящего состава органов управления и подразделений пожарной охраны Государственной противопожарной службы (за исключением должностных лиц органов государственного пожарного надзора).

23. Начальнику территориального ПСГ по вопросам организации гарнизонной службы подчиняются должностные лица территориального ПСГ, должностные лица местных ПСГ, а также все подразделения гарнизона, организации и учреждения, находящиеся в ведении МЧС России, дислоцированные на территории субъекта Российской Федерации.

24. Начальник территориального ПСГ обязан:

знать оперативную обстановку на территории, охраняемой ПСГ;

распределять задачи по организации гарнизонной службы между должностными лицами территориального и местных ПСГ;

контролировать реализацию задач гарнизонной службы в территориальном ПСГ;

утверждать план мероприятий территориального ПСГ;

утверждать график дежурств должностных лиц подразделений пожарной охраны в качестве оперативных дежурных и диспетчеров территориального ПСГ - при отсутствии службы пожаротушения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - СПТ);

выезжать для руководства тушением пожара при подтвержденном номере (ранге) пожара от "N 3" и выше в административном центре субъекта Российской Федерации и в непосредственно граничащих с ним муниципальных образованиях (за исключением Ленинградской и Московской областей).

25. Начальник территориального ПСГ имеет право:

проверять готовность подразделений гарнизона территориального ПСГ к ведению боевых действий;

отдавать распоряжения по вопросам организации гарнизонной службы, обязательные для исполнения должностными лицами территориальных и местных ПСГ;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления по вопросам, связанным с организацией и осуществлением гарнизонной службы, организацией и проведением боевых действий на территории ПСГ.

26. Начальнику местного ПСГ по вопросам организации гарнизонной службы подчиняются должностные лица местных ПСГ, а также подразделения гарнизона, дислоцированные на территории, охраняемой местным ПСГ (за исключением аппарата управления территориальных органов МЧС России и органов государственного пожарного надзора).

27. В отношении подразделений ведомственной пожарной охраны начальником местного ПСГ осуществляется руководство исключительно в соответствии с документами предварительного планирования боевых действий, предусмотренными пунктом 3 Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, содержащегося в приложении N 2 к настоящему приказу.

28. Начальник местного ПСГ обязан:

выезжать на тушение пожаров и проведение АСР;

знать оперативную обстановку на территории, охраняемой местным ПСГ;

распределять задачи по организации гарнизонной службы между ответственными лицами местного ПСГ;

контролировать реализацию задач гарнизонной службы на территории, охраняемой местным ПСГ;

утверждать план мероприятий местного ПСГ;

утверждать график дежурств должностных лиц подразделений пожарной охраны в качестве оперативных дежурных и диспетчеров местного ПСГ - при отсутствии СПТ местного ПСГ.

29. Начальник местного ПСГ имеет право:

проверять готовность подразделений местного ПСГ к ведению боевых действий;

отдавать распоряжения по вопросам организации гарнизонной службы, обязательные для исполнения должностными лицами местного ПСГ.

30. В отсутствие начальника ПСГ его права и обязанности возлагаются на заместителя начальника ПСГ.

31. Заместителями начальников ПСГ назначаются должностные лица из числа:

в территориальном ПСГ - заместителей начальника территориального органа МЧС России, руководителей структурных подразделений территориального органа МЧС России и начальников (заместителей начальников) противопожарных служб субъекта Российской Федерации, должностными обязанностями (инструкциями) которых предусматривается руководство тушением пожаров;

в местном ПСГ - начальников (заместителей начальников) подразделений Государственной противопожарной службы, должностными обязанностями (инструкциями) которых предусматривается руководство тушением пожаров.

32. Оперативным дежурным ПСГ определяется начальник дежурной смены СПТ.

33. Оперативные дежурные ПСГ должны выполнять свои задачи посменно, в течение суток.

Оперативные дежурные ПСГ по вопросам организации гарнизонной службы и проведения боевых действий подчиняются начальнику ПСГ.

34. В случае отсутствия СПТ оперативные дежурные ПСГ назначаются из числа:

в территориальном ПСГ - заместителей начальника территориального органа МЧС России и руководителей структурных подразделений территориального органа МЧС России, должностными обязанностями (инструкциями) которых предусматривается руководство тушением пожаров;

в местном ПСГ - сотрудников (работников) органов управления, начальников (заместителей (помощников) начальников) подразделений Государственной противопожарной службы, должностными обязанностями (инструкциями) которых предусматривается руководство тушением пожаров.

35. Оперативный дежурный ПСГ обязан:

выезжать на тушение пожаров и проведение АСР;

знать оперативную обстановку в ПСГ;

контролировать подготовку и проведение гарнизонных мероприятий;

знать оперативно-тактическую характеристику территории и объектов, охраняемых ПСГ, тактико-технические характеристики мобильных средств пожаротушения, аварийно-спасательной техники, находящихся на дежурстве и в резерве в подразделениях гарнизона;

контролировать несение гарнизонной службы и проведение занятий по профессиональной подготовке в подразделениях гарнизона;

рассматривать обоснованность вывода техники из боевого расчета;

осуществлять взаимодействие с территориальными и функциональными подсистемами РСЧС по вопросам организации боевых действий;

незамедлительно доводить информацию об изменениях оперативной обстановки начальнику ПСГ (заместителю начальника ПСГ).

36. Оперативный дежурный ПСГ имеет право:

отдавать должностным лицам и дежурно-диспетчерскому составу подразделений гарнизона указания, связанные с исполнением задач гарнизонной службы;

запрашивать и получать информацию о состоянии оперативной обстановки в ПСГ, ознакамливаться с распорядительной и иной документацией по вопросам организации гарнизонной службы;

организовывать направление сил и средств подразделений гарнизона при необходимости их применения за границами местного ПСГ (с незамедлительным докладом начальнику территориального ПСГ), ставить задачи диспетчеру ПСГ;

принимать на себя личное руководство силами и средствами подразделений гарнизона при проведении боевых действий.

37. Диспетчером ПСГ назначается старший инженер (руководитель смены) центрального пункта пожарной связи СПТ.

38. Диспетчером ПСГ исполняются свои задачи посменно, в суточном режиме.

Диспетчер ПСГ по вопросам организации гарнизонной службы и проведения боевых действий подчиняется оперативному дежурному ПСГ.

39. При отсутствии СПТ диспетчером ПСГ назначается должностное лицо подразделения пожарной охраны, на которое возложены функции по приему и обработке сообщений о пожарах и происшествиях (за исключением должностных лиц органов государственного пожарного надзора).

40. Диспетчер ПСГ обязан:

доводить до оперативного дежурного ПСГ информацию об оперативной обстановке в ПСГ, о составе сил и средств, находящихся на дежурстве и в резерве, задействованных в боевых действиях;

обобщать сведения о силах и средствах ПСГ и представлять на утверждение начальнику ПСГ строевую записку ПСГ;

знать оперативную обстановку в ПСГ;

знать места дислокации и районы (подрайоны) выезда подразделений гарнизона;

знать перечень организаций, на которые по первому сообщению о необходимости проведения боевых действий подразделения пожарной охраны высылаются по повышенному номеру (рангу) пожара (от "N 2" и выше);

осуществлять прием и обработку поступивших сообщений и информации;

незамедлительно направлять для проведения боевых действий силы и средства подразделений гарнизона, в том числе при отсутствии достоверных данных об адресе места вызова и обстановке, складывающейся на месте вызова;

осуществлять прием и передачу информации с места проведения боевых действий;

задействовать схему оповещения личного состава при объявлении сбора личного состава подразделений гарнизона;

поддерживать связь с подразделениями гарнизона в местах их дислокации, при следовании к месту вызова и на месте проведения боевых действий;

проверять наличие связи с подразделениями гарнизона не реже двух раз в сутки;

обеспечивать доведение до подразделений гарнизона информации, распоряжений начальника территориального ПСГ, оперативного дежурного территориального ПСГ и других должностных лиц ПСГ;

осуществлять ведение служебной документации диспетчера ПСГ;

осуществлять учет выездов подразделений гарнизона из мест постоянной дислокации;

осуществлять контроль за радиообменом между подразделениями гарнизона.

41. Диспетчер ПСГ имеет право:

запрашивать у подразделений гарнизона информацию о силах и средствах, находящихся в боевом расчете и резерве;

требовать от личного состава подразделений гарнизона устранения выявленных ответственными лицами ПСГ нарушений, затрудняющих направление сил и средств подразделений гарнизона к месту вызова и проведения боевых действий;

увеличивать количество сил и средств, направляемых к месту вызова по первому сообщению, в соответствии с расписанием выезда для тушения пожаров и проведения АСР, при поступлении достоверной информации о пожаре;

прерывать радиообмен между двумя абонентами радиосвязи для вызова дополнительных сил и средств к месту вызова.

42. Для обеспечения начальника ПСГ, должностных лиц ПСГ информацией о наличии и составе сил и средств подразделений гарнизона ежедневно разрабатывается строевая записка пожарно-спасательного гарнизона.

43. По решению начальника территориального ПСГ строевая записка пожарно-спасательного гарнизона может быть дополнена иными сведениями о личном составе и (или) пожарной (аварийно-спасательной) технике.

44. Диспетчером местного ПСГ обобщается информация о наличии и составе сил и средств подразделений гарнизона и представляется на утверждение начальнику местного ПСГ строевая записка местного ПСГ, копия которой направляется диспетчеру территориального ПСГ.

45. Время и способ передачи строевой записки местных ПСГ диспетчеру территориального ПСГ определяются начальником территориального ПСГ.

46. Диспетчером территориального ПСГ обобщается информация, содержащаяся в строевых записках местных ПСГ, и такая информация включается в строевую записку территориального ПСГ.

47. Строевая записка пожарно-спасательного гарнизона подписывается оперативным дежурным и диспетчером ПСГ, утверждается начальником ПСГ.

 

------------------------------

1Абзац тридцать четвертый пункта 6 технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (TP ЕАЭС 043/2017), принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 г. N 40. Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" и вступившим в силу для Российской Федерации 1 января 2015 г.

2Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794.

3Пункт 1 Правил использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения личным составом подразделений пожарной охраны, утвержденных приказом МЧС России от 27 июня 2022 г. N 640 (зарегистрирован Минюстом России 7 апреля 2023 г., регистрационный N 72945).

4Часть пятая статьи 22 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).

5Часть 1 статьи 32 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

6Статья 18 Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации".

7Часть седьмая статьи 6 Федерального закона N 69-ФЗ.

8Подпункт 9 пункта 15 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 27 марта 2020 г. N 217 (зарегистрирован Минюстом России 20 июля 2020 г., регистрационный N 59030), с изменениями, внесенными приказами МЧС России от 21 мая 2021 г. N 334 (зарегистрирован Минюстом России 5 июля 2021 г., регистрационный N 64107) и от 23 января 2023 г. N 38 (зарегистрирован Минюстом России 27 марта 2023 г., регистрационный N 72730).