16 октября 2013 г. |
Дело N А05-16834/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "АрхЗемПроект" Федотова М.В. (доверенность от 11.07.2013), от мэрии города Архангельска Виткова К.А. (доверенность от 26.07.2013 N 002-38/1008),
рассмотрев 09.10.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АрхЗемПроект" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.04.2013 (судья Меньшикова И.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2013 (судьи Тарасова О.А., Докшина А.Ю., Ралько О.Б.) по делу N А05-16834/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АрхЗемПроект", место нахождения: 163059, г. Архангельск, ул. Ильича, д. 2, корп. 1, кв. 73, ОГРН 1052901128422 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решений Министерства имущественных отношений Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1022900540167 (далее - Министерство), оформленных выписками от 07.12.2012 из протокола N 8 и от 08.02.2013 из протокола N 1 заседаний коллегии Министерства, об отказе в издании распоряжения о предварительном согласовании места размещения закрытой автостоянки с помещениями физкультурно-оздоровительного комплекса в границах земельного участка площадью 1451 кв.м в кадастровом квартале 29:22:040712 в Октябрьском территориальном округе по улице Самойло в городе Архангельске; об обязании Министерства в срок не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена мэрия города Архангельска, место нахождения: 163000, г. Архангельск, пл. В.И. Ленина, д. 5, ОГРН 1022900509521 (далее - Мэрия).
Решением от 15.04.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.07.2013, заявление удовлетворено частично: признано недействительным решение Министерства, содержащееся в выписке от 07.12.2012 из протокола N 8 заседания коллегии Министерства; в удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление в части отказа в удовлетворении заявления отменить, требования удовлетворить.
По мнению Общества, предусмотренная действующим законодательством процедура, предшествующая предоставлению земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта, соблюдена; на момент направления Департаментом градостроительства мэрии города Архангельска (далее - Департамент) документов в Министерство других лиц, претендующих на выбранный для строительства земельный участок, не имелось; признав незаконным решение Министерства, оформленное протоколом от 07.12.2012 N 8, суды должны были признать незаконным и последующее решение от 08.02.2013; информация о предстоящем предоставлении земельного участка опубликована в официальном печатном издании 18.09.2012, следовательно, времени для подачи обращений лицами, претендующими на спорный участок, до принятия решения от 07.12.2012 было достаточно; строительство автостоянки не является целью деятельности жилищно-строительного кооператива "Октябрьский-9" (далее - Кооператив).
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить принятые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Общества и Мэрии поддержали доводы кассационной жалобы.
Министерство о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось к Агентству по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области (далее - Агентство) с заявлением от 03.06.2011 N 28041-6 о выборе земельного участка ориентировочной площадью 800 кв.м для строительства автостоянки по ул. Самойло в г. Архангельске с последующим закреплением участка на праве аренды.
Министерство письмом от 15.06.2011 N 04-09/3801-м направило Департаменту копию обращения заявителя для обеспечения выбора земельного участка для строительства паркинга, определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования, оформления акта выбора земельного участка и утверждения схемы расположения участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Акт выбора земельного участка для строительства здания закрытой автостоянки с помещениями физкультурно-оздоровительного назначения составлен 14.05.2012 и согласован с компетентными органами.
В газете "Архангельск - город воинской славы" 18.09.2012 Департамент опубликовал извещение о планируемом размещении здания закрытой автостоянки по ул. Самойло.
Распоряжением мэра города Архангельска от 05.10.2012 N 2151р утверждена схема расположения земельного участка площадью 0,1451 га по улице Самойло в кадастровом квартале 29:22:040712, находящемся в Октябрьском территориальном округе города Архангельска (категория земель - земли населенных пунктов), для размещения здания закрытой автостоянки с помещениями физкультурно-оздоровительного назначения.
В ответ на обращение Общества от 22.10.2012 с просьбой подготовить документы о выборе земельного участка для размещения названного объекта Министерство письмом от 01.11.2012 N 312-04-07/9204 сообщило, что вопрос о предоставлении земельного участка будет рассмотрен на заседании коллегии Министерства.
Согласно выписке из протокола заседания коллегии Министерства от 07.12.2012 N 8 рассмотрение вопроса о предварительном согласовании Обществу места размещения закрытой автостоянки отложено.
Решением коллегии Министерства от 08.02.2013 Обществу отказано в предварительном согласовании места размещения объекта в границах земельного участка площадью 1451 кв.м в Октябрьском территориальном округе города Архангельска по улице Самойло в связи с наличием в Министерстве заявления о предоставлении в аренду спорного участка от иного заинтересованного лица; принято решение о предоставлении данного участка на торгах.
Общество, считая отказ в предварительном согласовании места размещения объекта незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции признал незаконным решение Министерства, оформленное протоколом заседания коллегии Министерства от 07.12.2012 N 8, и пришел к выводу об отсутствии предусмотренных названными нормами права оснований для признания решения Министерства, содержащегося в протоколе от 08.02.2013 N 1, незаконным.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Порядок предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта состоит из нескольких этапов, по завершении каждого из которых уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления принимает решения, предусмотренные пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ: после завершения выбора земельного участка по правилам статьи 31 ЗК РФ такой орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, которое в свою очередь является основанием для постановки земельного участка на кадастровый учет и принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в порядке, установленными статьей 32 названного Кодекса.
При положительном решении вопроса о выборе земельного участка на основании пункта 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Данная норма призвана обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан.
При этом Кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 ЗК РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
В такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 названного Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Соответствующая правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
Суды установили, что в газете "Архангельск - город воинской славы" от 18.09.2012 N 86 (166) опубликовано сообщение Департамента о планируемом размещении здания закрытой автостоянки с помещениями физкультурно-оздоровительного назначения по улице Самойло.
Министерство отказало Обществу в предварительном согласовании места размещения объекта в границах земельного участка площадью 1451 кв.м в Октябрьском территориальном округе города Архангельска по улице Самойло в связи с тем, что после опубликования названного сообщения в Министерство поступила заявка Кооператива о предоставлении этого земельного участка для благоустройства и строительства объектов физкультурно-оздоровительного комплекса.
Поскольку Кооператив обратился с заявлением о предоставлении земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, суды, учитывая необходимость обеспечения законных интересов лиц, подавших заявки, пришли к выводу о том, что предоставление участка должно производиться на торгах по правилам, предусмотренным пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ.
Поскольку отказ Министерства в предварительном согласовании места размещения объекта в границах спорного земельного участка не противоречит действующему законодательству, суды обоснованно отказали Обществу в признании оспариваемого отказа незаконным.
Суды отклонили довод Общества о том, что Кооператив преследует иные цели, не связанные со строительством. В заявлении от 05.02.2013 Кооператив подтвердил свое намерение получить спорный земельный участок для строительства, в том числе на аукционе; в протоколе общего собрания членов Кооператива от 22.11.2012 зафиксировано решение его членов ходатайствовать перед Мэрией о предоставлении спорного земельного участка в аренду.
Апелляционный суд правомерно отклонил ссылку Общества на то, что с момента размещения информации о планируемом размещении здания паркинга и до момента обращения Кооператива с заявлением о предоставлении земельного участка прошел значительный период времени, указав, что нормами земельного законодательства не установлен пресекательный срок, в течение которого граждане и (или) юридические лица могут обратиться с таким заявлением в уполномоченный орган.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.04.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2013 по делу N А05-16834/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АрхЗемПроект" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.