17 октября 2013 г. |
Дело N А13-10751/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Васильевой Е.С., Журавлевой О.Р.,
с ведением протокола помощником судьи Ильиной С.О.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области Осиповой О.В. (доверенность от 09.01.2013 N 10),
рассмотрев 17.10.2013 в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Вологодской области, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.03.2013 (судья Савенкова Н.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 (судьи Осокина Н.Н., Мурахина Н.В., Смирнов В.И.) по делу N А13-10751/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Север-Альянс", место нахождения: 160001, город Вологда, Благовещенская улица, дом 21, ОГРН 1093525008390 (далее - Общество, ООО "Север-Альянс"), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании частично недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской, место нахождения: 160000, город Вологда, улица Герцена, дом 1, ОГРН 1043500095737 (далее - Инспекция), от 05.06.2012 N 2876 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения от 05.06.2012 N 61 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению.
Решением суда первой инстанции от 18.03.2013 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение Инспекции от 05.06.2012 N 2876 в части предложения уплатить 1 083 926 руб. НДС и привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 216 785 руб. 20 коп. штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 10.06.2013 решение суда от 18.03.2013 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить вынесенные ими по данному делу решение и постановление в части признания недействительным ее решения о предложении уплатить 477 474 руб. НДС с соответствующей суммой штрафа и принять по данному делу новый судебные акт - об отказе Обществу в удовлетворении заявления в этой части.
В отзыве Общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
По ходатайству Инспекции кассационная жалоба рассмотрена в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ при содействии Арбитражного суда Вологодской области.
Прибывший в судебное заседание непосредственно в суд кассационной инстанции представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
ООО "Север-Альянс" надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела и о возможности участия в судебном заседании как в Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа, так и в Арбитражном суде Вологодской области, однако своих представителей не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ООО "Север-Альянс" 20.10.2011 представило в налоговый орган декларацию по НДС за III квартал 2011 года, в которой предъявило к возмещению из бюджета 8 139 452 руб. этого налога.
В ходе камеральной проверки Инспекция установила, что Общество в декларации заявило о применении ставки 0 процентов к выручке по операциям реализации на экспорт в Республику Казахстан сахара в сумме 65 292 431 руб. и предъявило к вычету НДС, относящийся к данным операциям, в размере 6 821 055 руб.
По результатам проверки налоговый орган посчитал, что Общество не подтвердило правомерность применения ставки 0 процентов к операциям по реализации сахара товариществу с ограниченной ответственность "Алмаатинская продовольственная компания" (далее - ТОО "Алмаатинская продовольственная компания") на сумму 4 915 928 руб., в силу чего пришел к выводу об отсутствии у него права для предъявления к вычету 477 474 руб. НДС.
По итогам камеральной проверки Инспекция составила акт от 03.02.2012 N 644 и с учетом представленных налогоплательщиком возражений и материалов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, приняла решения от 05.06.2012 N 2876 и 61.
Решением от 05.06.2012 N 2876 Обществу предложено уплатить 1 140 990 руб. недоимки по НДС, а также уменьшены на 8 139 452 руб. исчисленные в завышенном размере налоговые вычеты по НДС за III квартал 2011 года. Кроме того, ООО "Север-Альянс" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 228 198 руб. штрафа.
Решением Инспекции от 05.06.2012 N 61 Обществу отказано в возмещении из бюджета 8 139 452 руб. НДС.
Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области решением от 03.08.2012 N 07-09/009466@ оставило без изменения решения Инспекции, а жалобу Общества - без удовлетворения.
ООО "Север-Альянс" оспорило решения налогового органа от 05.06.2012 N 2876 и 61 в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление налогоплательщика частично.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Судами обеих инстанций установлено, что по договору поставки от 04.04.2011 N 04-11 (том дела 1, листы 77 - 82) Общество в июле 2011 года отгрузило в адрес ТОО "Алмаатинская продовольственная компания" (Республика Казахстан) по инвойсам от 22.06.2011 N 1 и 2 сахар-песок в количестве 202,95 тонны на общую сумму 175 348 долларов 80 центов США (том дела 3, листы 85 - 87, 89).
Факт отгрузки и доставки продукции покупателю подтвержден железнодорожными накладными (том дела 3, листы 88, 90 - 91).
Получив от ТОО "Алмаатинская продовольственная компания" заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 19.07.2011 N 4 (том дела 1, листы 100 - 104) с отметкой налогового органа Республики Казахстан, Общество в налоговой декларации по НДС за III квартал 2011 года применило ставку 0 процентов к выручке от реализации товара в сумме 4 915 928 руб. и предъявило к вычету уплаченный при приобретении данного товара НДС в сумме 477 474 руб.
В ходе камеральной проверки Инспекция выявила, что по данным федерального информационного ресурса "Таможенный союз-обмен" заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 19.07.2011 N 4 отозвано. Как указал налоговый орган, ТОО "Алмаатинская продовольственная компания" вновь заявило о ввозе спорного товара и уплате косвенных налогов только в марте 2012 года (том дела 3, листы 5 - 11).
Применение НДС при реализации товаров в рамках таможенного союза регламентируется нормами Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008 (далее - Соглашение) и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол). При этом согласно положениям статьи 1 Соглашения под экспортом товаров понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками государств - членов таможенного союза, с территории одного государства - участника таможенного союза на территорию другого государства - участника Таможенного союза.
В соответствии со статьей 2 Соглашения при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта.
Согласно статье 4 Соглашения порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между сторонами.
В силу пункта 1 статьи 1 Протокола при экспорте товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза налогоплательщиком (плательщиком) государства - члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
При экспорте товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства - члена таможенного союза, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы таможенного союза.
Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по НДС в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются перечисленные в пункте 2 статьи 1 Протокола документы, в том числе заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Указанные документы на основании пункта 3 статьи 1 Протокола представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.
Судами установлено, материалами дела подтверждается и Инспекцией не оспаривается, что Общество вместе с декларацией представило заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 19.07.2011 N 4 с соответствующей отметкой налогового органа Республики Казахстан.
Налоговый орган на основании пункта 5 статьи 1 Протокола проверяет обоснованность применения нулевой ставки НДС, а также принимает (выносит) соответствующее решение согласно законодательству государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.
Во втором абзаце пункта 5 статьи 1 Протокола установлено право налогового органа принять (вынести) решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС при непредставлении в налоговый орган заявления, но при условии наличия в налоговом органе одного государства подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты косвенных налогов).
Статьей 6 Соглашения предусмотрено, что обмен информацией между налоговыми органами стран-участников таможенного союза, включающий также перечень сведений, необходимых для обеспечения полноты сбора косвенных налогов, осуществляется в соответствии с отдельным межведомственным протоколом.
Согласно статье 1 Протокола от 11.12.2009 "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов" (далее - Протокол об обмене информацией) обмен информацией, необходимой для обеспечения полноты сбора косвенных налогов в странах-участниках, предусмотрен в электронном виде по каналам связи.
В статье 2 Протокола об обмене информацией указано, что налоговые органы государств - членов таможенного союза обмениваются информацией о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств - членов таможенного союза, налоговых льготах (об освобождении от налогообложения) в форме реестров заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в виде электронных файлов. Обмен информацией осуществляется между налоговыми органами ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была произведена отметка налогового органа на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Налоговые органы обеспечивают полноту и достоверность информации о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Протокола, если представленные налогоплательщиком сведения о перемещении товаров и уплате косвенных налогов не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств - членов таможенного союза обмена информацией, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, предусмотренных законодательством государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.
Инспекция не заявляет о том, что она не получила в рамках установленного между налоговыми органами государств - членов таможенного союза обмена информацией реестров заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в виде электронных файлов.
В подтверждение факта отзыва заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 19.07.2011 N 4 Инспекция представила в материалы данного дела распечатку из базы данных федерального информационного ресурса "Таможенный союз-обмен" (том дела 4, листы 105 - 106).
Согласно положениям статьи 71 АПК РФ каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В статье 2 Протокола об обмене информацией указано, что в случае необходимости налоговый орган - отправитель информации в электронном виде об уплаченных суммах косвенных налогов в бюджеты государств - членов таможенного союза может произвести отзыв заявления. В соответствии со статьями 276-22 и 276-23 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов подлежит отзыву из органов налоговой службы на основании заявления налогоплательщика в случаях ошибочного представления или при необходимости внесения изменений и дополнений в заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, в том числе в случае возврата ввезенного товара. Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов считается ошибочно представленным в случае, если обязанность по представлению такого заявления указанным Кодексом не предусмотрена. Внесение изменений и дополнений в заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов производится налогоплательщиком путем отзыва ранее представленного заявления с одновременным представлением нового заявления.
В спорном случае заявитель представил налоговому органу подлинник заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с соответствующими отметками налогового органа Республики Казахстан.
Однако Инспекция посчитала, что поскольку по данным федерального информационного ресурса "Таможенный союз-обмен" заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 19.07.2011 N 4 отсутствует, следовательно, оно отозвано контрагентом. При этом никаких действий в рамках налоговой проверки в подтверждение этого обстоятельства налоговый орган не осуществил.
Только в рамках судебного разбирательства в суде первой инстанции для подтверждения законности вывода об отзыве ТОО "Алмаатинская продовольственная компания" этого заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 19.07.2011 N 4 Инспекция через Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области направила запросы в налоговые органы Республики Казахстан (том дела 3, листы 12 - 18 и том дела 4, листы 107 - 114).
Налоговый департамент по городу Алматы на основании запроса Инспекции провел встречную проверку ТОО "Алмаатинская продовольственная компания", по результатам которой составлен акт от 30.11.2012 N 4067. В акте проверки по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты НДС за период с 01.07.2011 по 30.09.2011 не подтвержден факт отзыва упомянутой организацией заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 19.07.2011 N 4.
Доказательств, свидетельствующих о возврате товара или валютной выручки, в материалах дела не имеется. Наоборот, в материалы дела Обществом представлены данные об исполнении договора и получении от контрагента информации о получении товара, а также весь комплект оригинальных документов, которые служат основанием для применения ставки 0 процентов к спорной экспортной операции, реальность которой ничем не опровергается налоговым органом. Согласно имеющимся в деле документам (том дела 4, листы 99, 100) ТОО "Алмаатинская продовольственная компания" уплатило НДС в июле 2011 года.
Принимая во внимание изложенное, следует признать, что суды после тщательного исследования фактических обстоятельств данного дела и представленных сторонами доказательств пришли к правильному выводу о представлении Обществом в налоговый орган полного пакета документов, предусмотренный статьей 1 Протокола, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по НДС по заявленной экспортной операции. Следовательно, заявитель доказал правомерность предъявления к вычету 477 474 руб. НДС.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены принятых судами решения и постановления по оспариваемому Инспекцией эпизоду и удовлетворения жалобы налогового органа.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.03.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 по делу N А13-10751/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.