18 октября 2013 г. |
Дело N А26-11161/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Морозовой Н.А., Родина Ю.А.,
рассмотрев 16.10.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Коткозерская средняя общеобразовательная школа" Олонецкого национального муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.03.2013 (судья Цыба И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 (судьи Дмитриева И.А., Згурская М.Л., Третьякова Н.О.) по делу N А26-11161/2012
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия (далее - заявитель, Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Коткозерская средняя общеобразовательная школа" Олонецкого национального муниципального района (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании 2 391 778 руб. 58 коп. задолженности по пеням, начисленным за несвоевременную уплату взносов в государственные социальные внебюджетные фонды по состоянию на 22.06.2012.
Решением суда от 04.03.2013, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013, заявленное требование удовлетворено в полном объеме.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать налоговому органу в удовлетворении заявления.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, указывая на несостоятельность приведенных в ней доводов, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании заявления Учреждения от 30.10.2009 и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 581 "Об утверждении правил проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, числящейся за бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными бюджетными учреждениями по состоянию на 1 июля 2008 года, а также по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности" (далее - Правила реструктуризации) инспекция 14.12.2009 приняла решение N 6 о реструктуризации задолженности Учреждения, в том числе: 2 678 966 руб. 78 коп. - пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, 35 536 руб. 10 коп. - пени по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 694 645 руб. 55 коп. - пени по взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Размер реструктурированной задолженности определен Инспекцией на основании сверенных с Учреждением и подписанных им справок о задолженности по состоянию на 01.07.2008. При этом сторонами подписаны графики погашения задолженности.
В нарушение установленного графика ответчиком не был произведен платеж по сроку 25.02.2012 в сумме 28 410 руб., в связи с чем Учреждение утратило право на реструктуризацию задолженности на основании пункта 13 Правил реструктуризации, о чем Инспекцией вынесено решение от 23.03.2012 N 2 и направлено ответчику.
В связи с утратой права на реструктуризацию налоговый орган направил Учреждению требования N 1233, N1234 и N1235 по состоянию на 22.06.2012 об уплате до 13.07.2012 остатка непогашенной суммы пени, включенной в состав реструктуризируемой задолженности, в размере 414 722 руб. 08 коп., 23 216 руб. 50 коп. и 1 953 840 руб. соответственно.
Поскольку в установленный в требованиях срок Учреждение не исполнило обязанность по уплате пеней, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании образовавшейся задолженности.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление Инспекции, признав требования налогового органа обоснованными по праву и размеру.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает принятые судебные акты по настоящему делу не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судами правильно отмечено, что, исходя из положений статей 64 и 68 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22.03.2005 N 13054/04, реструктуризация по своей сути является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 НК РФ представляет собой изменение срока уплаты налога. Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован статьей 68 НК РФ. Следовательно, этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации. Поэтому взыскание налога в принудительном порядке, предусмотренном статьями 45 - 48 НК РФ, осуществляется в таком случае с учетом требований статьи 68 Кодекса.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 68 НК РФ при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора. При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пенями признается установленная этой нормой денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Порядок принудительного взыскания недоимки по налогам (обязательным платежам) и пеням включает направление налогоплательщику требования об уплате налога (обязательного платежа) и пеней в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 НК РФ.
Прекращение действия решения о реструктуризации пеней является правовым основанием для направления налогоплательщику требования об уплате недоимки по данному виду обязательных платежей в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом (пункт 1 статьи 70 НК РФ).
При прекращении соглашения о реструктуризации задолженности все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими, и только в этом случае налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование об уплате оставшейся неуплаченной суммы недоимки, в том числе по пеням, в связи с заключением соглашения о реструктуризации.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями направленные Учреждению требования N 1233, N1234 и N1235 по состоянию на 22.06.2012 содержат сведения об остатке непогашенной суммы пеней, включенной в состав реструктуризируемой задолженности, в размере 414 722 руб. 08 коп., 23 216 руб. 50 коп. и 1 953 840 руб., соответственно, и устанавливают срок уплаты этой задолженности (до 13.07.2012).
Таким образом, данные требования по своему содержанию соответствуют положениям пункта 1 статьи 69 НК РФ.
При определении предельного срока взыскания налоговым органом недоимки и пеней с бюджетного учреждения в судебном порядке, следует учитывать совокупность следующих сроков: предусмотренный пунктом 4 статьи 68 НК РФ тридцатидневный срок, исчисляемый с момента получения учреждением решения о прекращении реструктуризации; трехмесячный срок, установленный статьей 70 НК РФ; срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанный в направленном налогоплательщику требовании, а также шестимесячный срок для обращения с заявлением в суд.
Исходя из положений пункта 3 статьи 48 НК РФ и разъяснений, содержащиеся в пункте 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 и в пункте 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71, исковое заявление о взыскании налога (взноса) может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Суды первой и апелляционной инстанций, проверив соблюдение налоговым органом приведенной совокупности сроков, обоснованно признали, что в рассматриваемом случае срок для обращения в суд с заявлением о взыскании спорных пеней Инспекцией не пропущен.
Наличие задолженности Учреждения по пеням в обусловленном инспекцией размере и действительной обязанности по их уплате подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и ответчиком не оспаривается.
При таких обстоятельствах судебные инстанции законно и обоснованно признали заявленные Инспекцией требования подлежащими удовлетворению.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.03.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по делу N А26-11161/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Коткозерская средняя общеобразовательная школа" Олонецкого национального муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.