21 октября 2013 г. |
Дело N А56-76310/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Бурматовой Г.Е., Мунтян Л.Б.,
при участии от Центральной акцизной таможни Тарасова А.А. (доверенность от 03.04.2013 N 05-21/07568),
рассмотрев 16.10.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2013 (судья Саргин А.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013 (судьи Есипова О.И., Зотеева Л.В., Семенова А.Б.) по делу N А56-76310/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Транс-Груп Санкт-Петербург" (место нахождения: 198035, Санкт-Петербург, Межевой канал, 5, лит. АХ, ОГРН 1027801540271; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании бездействия Центральной акцизной таможни (место нахождения: 109240, г. Москва, ул. Яузская, 8, ОГРН 1027700552065; далее - таможня) по отказу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по декларации на товары (далее - ДТ) N 10009193/140812/0007772 в размере 233 959 руб. 97 коп. Заявитель также просит суд обязать таможню возвратить ему излишне уплаченные таможенные платежи, а также взыскать с таможенного органа 33 224 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
Решением суда от 28.03.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.07.2013, заявление общества удовлетворено, признано незаконным бездействие таможни, выразившееся в невозврате обществу излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10009193/140812/0007772 в размере 233 959 руб. 97 коп.; на основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд обязал таможню возвратить обществу на расчетный счет соответствующие излишне уплаченные таможенные платежи.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и неправильное применение ими норм материального и процессуального права. По мнению таможни, судами не учтено, что таможенный орган не производил корректировку таможенной стоимости товаров, в связи с чем основания для возврата части таможенных платежей отсутствуют. Кроме того, взысканные судом с таможни судебные расходы в размере 33 224 руб. не отвечают критерию разумности.
Представители общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании договора международного лизинга от 16.10.2006 N 061016TGSPB, заключенного с компанией - лизингодателем VFS International AB (Швеция), общество (лизингополучатель) ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товары - седельные тягачи марки "VOLVO FH 400 4x2" в количестве 2 единиц. Товары оформлены по грузовой таможенной декларации (ГТД) N 10222020/230107/0000609, при этом заявлен таможенный режим временного ввоза. Срок временного ввоза определен до 20.02.2011 и впоследствии продлен таможенным органом до 20.07.2013.
После оплаты всех платежей, причитающихся лизингодателю по договору от 16.10.2006 N 061016TGSPB, право собственности на товар перешло к обществу; в связи с этим 14.08.2012 общество подало в таможенный орган ДТ N 10009193/140812/0007772 с целью выпуска товаров для внутреннего потребления; стоимость каждого транспортного средства определена обществом в размере 3 054 043 руб. 11 коп. (по курсу Центрального банка Российской Федерации 34,4009 руб. за 1 евро на момент подачи ГТД) по шестому (резервному) методу с включением в нее как таможенной стоимости товаров, указанной при заявлении предшествующей таможенной процедуры (режима) временного ввоза, так и стоимости финансирования по договору лизинга (проценты по договору лизинга) в размере 489 456 руб. 01 коп.
При этом обществом уплачены 1 479 832 руб. 62 коп. таможенных платежей, что подтверждается платежными поручениями от 30.07.2012 N 633 и от 10.08.2012 N 673 (том дела I; листы 50 - 51).
Впоследствии общество сочло, что таможенная стоимость товара при подаче ДТ N 10009193/140812/0007772 определена неверно (ввиду необоснованного включения в нее процентов по договору лизинга), таможенные платежи (в размере 233 959 руб. 97 коп.) уплачены излишне.
Поэтому 16.11.2012 общество подало в таможню заявление о возврате указанных денежных средств.
Письмом от 29.11.2012 N 45-11-09/8065 таможня, сославшись на то, что включение в таможенную стоимость товаров процентов по лизинговым платежам произведено декларантом (обществом) самостоятельно, в удовлетворении заявления отказала.
Посчитав незаконным бездействие таможни, выразившееся в отказе возвратить излишне уплаченные таможенные платежи, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие у таможенного органа правовых и фактических оснований для отказа обществу в возврате 233 959 руб. 97 коп. таможенных платежей. Суды признали неправомерным включение в структуру таможенной стоимости процентов по договору лизинга.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.
В силу положений статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу (пункт 1). Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу и такие товары впервые после пересечения таможенной границы помещаются под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. При изменении таможенной процедуры таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, определенная в соответствии с пунктом 1 названной статьи на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения ими таможенной границы, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение) основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 названного Соглашения, при любом из условий, приведенных в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать статьи 4, 6 - 9 Соглашения, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 Соглашения (резервный метод, шестой метод).
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Соглашения методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии с этой статьей, являются теми же, что и предусмотренные в статьях 4, 6 - 9 Соглашения, однако, при определении таможенной стоимости в соответствии с названной статьей допускается гибкость при их применении.
По настоящему делу суды установили, что общество ввезло товары, выкупленные им в соответствии с условиями договора лизинга от 16.10.2006 N 061016TGSPB; подавая ДТ N 10009193/140812/0007772 в связи с изменением таможенного режима, общество увеличило таможенную стоимость товаров на суммы уплаченных по договору лизинга процентов. Вместе с тем транспортные средства пересекали таможенную границу только один раз при их первом помещении под таможенную процедуру (таможенный режим) временного ввоза.
Следовательно, в рамках спорных правоотношений подлежат применению нормы, закрепленные в пункте 2 статьи 64 ТК ТС; выводы суда первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для увеличения таможенной стоимости товаров на суммы уплаченных обществом процентов по договору лизинга являются правомерными.
Как указано в статье 89 ТК ТС, излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно частям 1 и 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
В данном случае обращение общества с заявлением, в котором изложены обстоятельства излишней уплаты таможенных платежей, и приложены предусмотренные законом документы, является основанием для рассмотрения заявления и принятия решения по существу требования. Действующее законодательство не устанавливает запретов и ограничений на предъявление требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей и в том случае, если платежи декларантом вносились добровольно.
Таким образом, вывод судов о безосновательном отклонении таможней (письмом от 29.11.2012 N 45-11-09/8065) заявления общества отвечает приведенным нормативным требованиям. Оспариваемое бездействие таможенного органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества.
Суды также правильно (с учетом официального нормативного толкования процессуального закона, критериев разумности и чрезмерности, оценив сложность и характер спора) применили положения части 1 статьи 65 и статьи 110 АПК РФ и обоснованно взыскали с таможни в пользу общества 33 224 руб. в возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя. Заявленные к взысканию судебные расходы документально подтверждены обществом как фактически им понесенные; они непосредственно связаны с защитой прав и законных интересов общества, относятся к данному судебному делу, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013 по делу N А56-76310/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.