22 октября 2013 г. |
Дело N А26-8193/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия Ильинского С.Н. (доверенность от 06.09.2012 б/н),
рассмотрев 21.10.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.03.2013 (судья Лайтинен В.Э.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2013 (судьи Старовойтова О.Р., Горбик В.М., Жиляева Е.В.) по делу N А26-8193/2012,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828 (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к открытому акционерному обществу "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" (место нахождения: 186420, Республика Карелия, Сегежский р-н, г. Сегежа, Заводская ул., д.1, ОГРН 1021000921314; далее - Общество) о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку, находящуюся в квартале 60, выделе 45, 43, квартале 75, выделе 54 Суккозерского участкового лесничества.
Определением суда от 09.01.2013 в связи с частичным отказом истца от заявленных требований суд прекратил производство по делу в части понуждения ответчика к ликвидации несанкционированной свалки, находящейся в квартале 60 выделе 45 Суккозерского участкового лесничества.
Решением суда от 12.03.2013 Общество в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу обязано ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора, находящиеся на участках лесного фонда в квартале 60, выдел 43 и квартале 75, выдел 54 Суккозерского участкового лесничества.
Постановлением апелляционного суда от 22.07.2013 решение суда от 12.03.2013 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит судебные акты отменить.
Ссылаясь на часть 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и пункт 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 (далее - Правила санитарной безопасности в лесах), Проект освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду Обществу (далее - Проект освоения лесов) и пункт 4.4.13 договора аренды от 19.12.2008 N 56-з, Общество считает, что обязано осуществлять ликвидацию свалок бытовых отходов, возникших только по его собственной вине. Общество, ссылаясь также на пункты 66 и 67 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий (приложение N 2), утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 N 523 (далее - Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий), указывает, что истцом не представлено доказательств вины Общества в организации несанкционированных свалок бытовых отходов. Проект освоения лесов, имеющий положительное заключение государственной экспертизы, информации о имеющихся несанкционированных свалках не имеет. Лесопатологическое обследование не проводилось, изменения в лесохозяйственный регламент не вносились.
В отзыве на кассационную жалобу Общества Министерство просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Министерства возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, между Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 19.12.2008 N 56-з, согласно которому арендодатель передал, а арендатор принял по акту приема-передачи во временное пользование (аренду) часть лесного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 174375 га, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 10:19:00 00 00:063, расположенного в Муезерском районе на территории государственного учреждения Республики Карелия "Костомукшское центральное лесничество".
Согласно пункту 7.1. договора срок его действия установлен с момента его государственной регистрации по 31.12.2053. Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15.04.2009.
В результате патрулирования территории лесного фонда государственным лесным инспектором Раткановым Е.В. 29.05.2012, а также государственным лесным инспектором Шарафутдиновым Р.Г. 18.06.2012 на территории арендуемого ответчиком участка, а именно в квартале 60, выдел 43 и квартале 75, выдел 54 Суккозерского лесничества обнаружены свалки бытовых отходов, о чем составлены акты осмотра от 29.05.2012 и от 18.06.2012.
Претензиями от 26.07.2012 истец предложил ответчику ликвидировать несанкционированные свалки. Претензии получены Обществом 30.07.2012 и оставлены без ответа.
Поскольку несанкционированные свалки не ликвидированы Обществом в добровольном порядке, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Судебные инстанции удовлетворили исковые требования Министерства.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 55 ЛК РФ указанные в пункте 4 части 1 статьи 55 ЛК РФ меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
В силу пункта 4 Правил санитарной безопасности в лесах на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Пунктом 28 данных Правил предусмотрено, что санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Согласно пунктам 5 и 6 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляется в соответствии со статьей 19 ЛК РФ и Правилами санитарной безопасности в лесах путем размещения заказов на выполнение этих работ, кроме случаев, когда это возложено на лица, использующие леса. Лица, использующие леса в соответствии с договором аренды, выполняют санитарно-оздоровительные мероприятия (все или их часть) за собственные средства на основании проекта освоения лесов и результатов лесопатологических обследований с учетом требований настоящего Руководства (статья 4 Правил санитарной безопасности в лесах).
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно указали на то, что частью 2 статьи 55 ЛК РФ и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах установлена обязанность арендатора лесного участка по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Частью 1 статьи 12 ЛК РФ предусмотрено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
В силу пункта 3 части 5 статьи 12 ЛК РФ при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
На момент создания Обществом Проекта освоения лесов, действовал Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 N 77 (далее - Состав проекта освоения лесов), утративший силу с 20.05.2010.
Согласно пункту 4 Состава проекта освоения лесов Проект освоения лесов должен содержать в числе прочего сведения о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов.
В соответствии с пунктом 5 Состава проекта освоения лесов в Проект освоения лесов включается в том числе раздел "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов".
В пункте 24 названного Состава приведены данные, которые должны содержаться в разделе "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" проекта освоения лесов.
Действующий с 28.05.2010 Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 08.02.2010 N 32, также указывает на то, что проект освоения лесов должен содержать в числе прочего сведения о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов (пункт 3), и на то, какие данные должны содержаться в его разделе "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" (пункт 24).
Из материалов дела следует и судами установлено, что в соответствии с пунктом 4.4.13 договора от 19.12.2008 N 56-з аренды лесного участка арендатор обязан соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах Российской Федерации, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду; принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (не оформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора.
Кроме того, согласно пункту 4.1 раздела 4 "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" проекта освоения лесов для поддержания необходимого санитарного состояния на арендуемом участке предусматривается осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия; принятие оперативных мер по ликвидации и рекультивации силами арендатора и за свой счет свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора, на всей арендуемой территории (том 1, листы 39 - 41).
Между тем статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Из анализа приведенных выше положений Лесного кодекса Российской Федерации, Правил санитарной безопасности в лесах, Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий и Состава проекта освоения лесов (как действующего, так и утратившего силу) следует, что арендатор обязан ликвидировать свалки бытовых отходов своими силами и за свой счет на всем арендуемом лесном участке независимо от наличия его вины.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно отметили, что содержащаяся в названных нормах оговорка о том, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании Проекта освоения лесов, не изменяют установленной этими нормами обязанности, а лишь указывают на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в Проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии вины арендатора в загрязнении лесов.
Кроме того, в пункте 4.1 раздела 4 "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" Проекта освоения лесов указано, что независимо от наличия вины арендатор обязан производить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Как правильно отметили суды, в данном случае речь идет не о гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а об установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах в полном объеме.
Согласно пунктам 66 и 67 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий при обнаружении на территории земель лесного фонда захламления (загрязнения) строительными, древесными, промышленными и иными отходами, токсичными веществами уполномоченные органы исполнительной власти предпринимают меры по выявлению нарушителей и инициируют применение к ним штрафных, административных или уголовных санкций в соответствии с действующим законодательством. Очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий.
Учитывая, что в данном случае лесной участок находится в аренде у ОАО "Олонецлес", положения пунктов 66 и 67 названного Руководства необходимо применять во взаимосвязи с частью 2 статьи 55 ЛК РФ и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, возлагающими, как было указано выше, ответственность за ликвидацию свалок на Общество.
В связи с этим суд кассационной инстанции считает, что Министерство не нарушило требований пунктов 66 и 67 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что поскольку обязанность по содержанию арендованного лесного участка прямо установлена законом, а зафиксированные несанкционированные свалки расположены на арендуемой ответчиком территории, то они подлежат ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса.
Суд кассационной инстанции считает, что фактические обстоятельства дела установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в нем доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для иной оценки доказательств и отмены обжалуемых судебных актов нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.03.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2013 по делу N А26-8193/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.