05 ноября 2013 г. |
Дело N А56-55158/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сапоткиной Т.И.,
при участии от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области Казиновой К.И. (доверенность от 19.07.2013), от общества с ограниченной ответственностью "Виват" генерального директора Попова О.Н. (решение единственного участника от 03.12.2009 N 27), Феофанова С.Е. (доверенность от 28.10.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2012 (судья Иванилова О.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013 (судьи Горбик В.М., Полубехина Н.С., Жиляева Е.В.) по делу N А56-55158/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Виват", место нахождения: 187460, Ленинградская обл., Волховский р-н, с. Паша, ул. Павла Нечесанова, д. 53, ОГРН 1054700029999 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области со следующими требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847215135 (далее - Управление Росимущества), оформленный письмом от 03.07.2012 N 21-4825/12-0-1, в предоставлении в собственность заявителя земельного участка площадью 46 984 кв.м с кадастровым номером 47:10:1120010:16, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Волховский р-н, Пашская волость, с. Паша, ул. Павла Нечесанова;
- обязать Управление Росимущества принять решение о предоставлении заявителю в собственность названного земельного участка за плату в размере, составляющем не более 2,5% его кадастровой стоимости, подготовить и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
Суд первой инстанции решением от 20.12.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.07.2013, признал оспариваемый отказ незаконным, обязал Управление Росимущества принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность заявителя и направить ему проект договора купли-продажи этого участка.
В кассационной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить решение от 20.12.2012 и постановление от 16.07.2013 и передать дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы указывает следующее: судебные акты приняты о правах и об обязанностях не привлеченной к участию в деле администрации Волховского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация района), являющейся арендодателем спорного земельного участка; суды обеих инстанций пришли к неправильному выводу о том, что Общество имеет право на приватизацию испрашиваемого земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); Общество не представило доказательств того, что для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимости необходим весь испрашиваемый участок, площадь которого значительно превышает площадь объектов; спорный земельный участок находится во II поясе зоны санитарной охраны водозабора центрального водопровода села Паша; в отношении земельного участка установлена водоохранная зона и прибрежная защитная полоса; земельный участок не сформирован в соответствии с действующим законодательством; Общество не представило доказательств, подтверждающих отсутствие на земельном участке объектов недвижимости, находящихся в собственности иных лиц.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Управления Росимущества поддержал доводы жалобы, а представитель Общества - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником административно-бытового здания площадью 738,2 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 16.05.2006 78-АА N 905401), здания котельной площадью 491,1 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 16.05.2006 78-АА N 905402), здания лесоцеха (цех N 1) площадью 3124,1 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 16.05.2006 78-АА N 905400), здания цеха по сушке пиломатериалов площадью 2376,2 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 23.06.2006 78-АА N 905139), здания цеха по изготовлению окон и дверей (цех N 3) площадью 2267,1 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 23.06.2006 78-АА N 905138) и здания цеха погонажных и клееных изделий (цех N 2) площадью 2647,7 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 23.06.2006 78-АА N 905140). Данные объекты недвижимости находятся по адресу: Ленинградская обл., Волховский р-н, с. Паша, ул. Павла Нечесанова.
Эти объекты в собственность Общества передало в 2005 году закрытое акционерное общество "Элител Лес" (далее - ЗАО "Элител Лес") в качестве вклада в уставный капитал.
В свою очередь ЗАО "Элител Лес" приобрело административно-бытовое задние, здания котельной и лесоцеха (цех N 1), находившиеся в федеральной собственности, у Российского фонда федерального имущества по договору от 30.05.2001 N 4-К купли-продажи комплекса задний и оборудования на коммерческом конкурсе с инвестиционными условиями.
Остальные объекты недвижимости - здание цеха по сушке пиломатериалов, здание цеха по изготовлению окон и дверей (цех N 3) и здание цеха погонажных и клееных изделий (цех N 2) - были построены и введены в эксплуатацию ЗАО "Элител Лес".
Названные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке площадью 46 984 кв.м с кадастровым номером 47:10:1120010:16, относящемся к землям поселений и находящемся по адресу: Ленинградская обл., Волховский р-н, Пашская волость, с. Паша, ул. Павла Нечесанова.
Указанный земельный участок на основании постановления главы администрации муниципального образования "Волховский район" Ленинградской области от 10.04.2000 N 173 "Об отводе земельного участка ЗАО "Элител Лес" под реконструкцию лесопильно-деревообрабатывающего производства в поселке Лесозавод" был предоставлен ЗАО "Элител Лес" в аренду по договору от 13.04.2000 N 25 на срок по 31.03.2025.
В пункте 1.2.1 договора аренды указано, что площадь земельного участка определена по результатам кадастрового учета, границы участка закреплены в натуре и обозначены поворотными точками на прилагаемом к договору плане, на котором нанесены все имеющиеся на участке объекты недвижимости.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
После приобретения расположенных на земельном участке объектов недвижимости к заявителю перешло право аренды этого участка на основании дополнительного соглашения от 21.06.2006 к договору от 13.04.2000.
Общество, получив выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРП) от 02.04.2012 N 10/012/2012-182, в которой указано, что правообладателем названного земельного участка является Российская Федерация, 05.06.2012 обратилось в Управление Росимущества с заявлением о выкупе этого участка, занятого принадлежащими заявителю объектами недвижимого имущества, приложив необходимые документы, в том числе свидетельства о праве собственности на объекты недвижимости со сведениями о кадастровых (инвентарных) номерах и адресных ориентирах, кадастровую выписку испрашиваемого участка, выписки из ЕГРП, а также указало, что иные объекты недвижимости на испрашиваемом земельном участке отсутствуют.
Управление Росимущества в письме от 03.07.2012 N 21-4825/12-0-1 сообщило Обществу, что представленные им сведения недостаточны для рассмотрения заявления о передаче в собственность испрашиваемого земельного участка.
Общество, считая, что отказ Управления Росимущества не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, а также нарушает его право на приватизацию земельного участка, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав представленные в дело доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что у Управления Росимущества не было законных оснований для отказа Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
При этом в силу пункта 2 статьи 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 того же Кодекса, согласно которому предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Суды установили следующее: границы испрашиваемого Обществом земельного участка установлены на основании постановления главы администрации муниципального образования "Волховский район" Ленинградской области от 10.04.2000 N 173, в соответствии с которым под реконструкцию лесопильно-деревообрабатывающего производства отведен земельный участок площадью 55 892,4 кв.м, в том числе под постройками - 12 652,5 кв.м; после проведения кадастрового учета площадь земельного участка определена в 46 984 кв.м, в том числе под постройками - 12 598,5 кв.м; согласно схеме границ земельного участка, приведенной в кадастровом плане от 22.08.2006, объекты недвижимости расположены по всей площади участка; части земельного участка, не занятые строениями, отведены под склад для хранения леса, пожарный водоем, проезды и проходы между объектами недвижимости; на спорном участке расположено лесопильно-деревообрабатывающее производство Общества; весь испрашиваемый участок используется в деятельности Общества с учетом расположения объектов для обеспечения технологического процесса, включающего в себя доставку леса, его складирование, подачу на линию раскряжевки, доставку в здание лесоцеха, обработку и производство готовой продукции; пожарный водоем не является водным объектом по смыслу Водного кодекса Российской Федерации; с заявлением о выкупе Общество представило в Управление Росимущества все необходимые документы, предусмотренные Перечнем.
Управление Росимущества в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представило доказательств того, что спорный участок сформирован с нарушением требований пункта 3 статьи 33 ЗК РФ и что на этом участке имеются объекты недвижимости, не принадлежащие Обществу.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, отсутствие в федеральном государственном бюджетном учреждении "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 47:10:1120010:16 само по себе не исключает возможности его приватизации и не свидетельствует о неисполнении заявителем обязанности по представлению необходимых для приватизации документов, поскольку пунктом 6 Перечня допускается предоставление кадастровой выписки о земельном участке. К тому же в материалы дела представлен межевой план земельного участка.
Суды признали несостоятельным довод Управления Росимущества о том, что спорный участок не подлежит приватизации, поскольку частично расположен в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы. Суды правильно указали, что статьей 27 ЗК РФ не установлен запрет на выкуп земельных участков в пределах водоохраной полосы и природной защитной полосы. Владельцы земельных участков, в границах которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. Приватизации не подлежат земельные участки, находящиеся в пределах береговой полосы. Между тем, как видно из материалов дела, спорный участок находится в 70 м от реки Паша, прибрежная защитная полоса которой составляет 50 м, а береговая полоса - 20 м.
Управление Росимущества также не представило доказательств наличия на спорном земельном участке территории, отвечающей признакам подпункта 14 пункта 2 статьи 27 ЗК РФ. Из письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области следует, что проект зоны санитарной охраны водозабора села Паша находится в стадии разработки.
Апелляционный суд правомерно отклонил довод Управления Росимущества о том, что к участию в деле необходимо было привлечь Администрацию района как арендодателя участка. Суд обоснованно указал, что решение от 20.12.2012 не принято о правах и обязанностях указанного лица.
В материалы дела представлено несколько выписок из ЕГРП, в которых указано, что правообладателем спорного участка является Российская Федерация. Запись в ЕГРП о праве федеральной собственности никем не оспорена. Расположенные на участке объекты лесопильно-деревообрабатывающего производства до 2001 года находились в собственности Российской Федерации, а затем по итогам конкурса были приобретены ЗАО "Элител Лес". Спорный земельный участок до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" являлся государственной собственностью. Отказывая Обществу в приватизации испрашиваемого участка, Управление Росимущества не ссылалось на то, что оно не вправе распоряжаться этим участком и что участок не является федеральной собственностью. Администрация района, принимая в 2000 году решение о предоставлении спорного земельного участка в аренду, действовала в пределах ранее имевшихся у нее полномочий по распоряжению земельными участками, находившимися в государственной собственности.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды правомерно удовлетворили требования Общества, и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013 по делу N А56-55158/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.