07 ноября 2013 г. |
Дело N А26-10860/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сапоткиной Т.И.,
при участии от дачного некоммерческого товарищества "Верховье" Перервы И.Н. (доверенность от 15.07.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Верховье" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.04.2013 (судья Подкопаев А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013 (судьи Савицкая И.Г., Зотеева Л.В., Фокина Е.А.) по делу N А26-10860/2012,
установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Верховье", место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Титова, д. 12, кв. 10, ОГРН 1081001012289 (далее - ДНТ), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными пунктов 2 и 3 постановления администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, место нахождения: 185506, Республика Карелия, Прионежский р-н, пос. Новая Вилга, Центральная ул., д. 5, ОГРН 1051002321787 (далее - Администрация), от 10.09.2012 N 2501 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, прилагаемой к акту о выборе земельного участка в п. Шуя, и об отказе в предварительном согласовании места размещения дачного некоммерческого товарищества "Верховье".
Решением от 11.04.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.07.2013, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ДНТ, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 11.04.2013 и постановление от 23.07.2013 и удовлетворить заявленные требования.
Податель жалобы указывает следующее: суды пришли к неправильному выводу о том, что испрашиваемый участок не может быть предоставлен ДНТ для ведения дачного строительства, поскольку он относится к землям населенных пунктов; в соответствии с частью 3 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в состав жилых территориальных зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства, поэтому неверен вывод судов о возможности ведения дачного хозяйства только на землях фонда перераспределения земель.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ДНТ поддержал доводы жалобы.
Администрация извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направила, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 28.11.2012 учредителями ДНТ являются три физических лица.
ДНТ 21.08.2008 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 40 000 кв.м под размещение ДНТ в пос. Шуя Прионежского р-на Республики Карелия (центральной части кадастрового квартала 10:20:010137).
Комиссия по контролю за эффективностью управления земельными ресурсами Прионежского района 05.09.2008 рассмотрела вопрос о выборе указанного земельного участка и 21.10.2008 выдала ДНТ акт выбора и обследования земельного участка из земель населенных пунктов под строительство для согласования со всеми заинтересованными лицами.
Администрация выдала ДНТ разрешение на получение технических условий на предварительное согласование места размещения товарищества.
Постановлением от 10.09.2012 N 2501 Администрация отказала в утверждении акта от 21.10.2008 о выборе земельного участка ориентировочной площадью 40 000 кв.м под строительство ДНТ (пункт 2 постановления) и в предварительном согласовании места размещения ДНТ (пункт 3 постановления).
ДНТ, ссылаясь на то, что пункты 2 и 3 постановления Администрации от 10.09.2012 N 2501 приняты с нарушением действующего законодательства, а также его прав и законных интересов, связанных с дачным строительством на испрашиваемом земельном участке, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статьям 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав представленные в дело доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявления ДНТ.
Кассационная инстанция считает этот вывод правильным.
По смыслу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном данным Кодексом и Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Статьей 14 Закона N 66-ФЗ установлены следующие правила.
Орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством; после утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.
В пункте 1 статьи 80 ЗК РФ определено, что фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 ЗК РФ).
Таким образом, по смыслу приведенных норм права земельный участок для целей ведения дачного хозяйства выбирается из формируемого органом местного самоуправления фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения; такой участок может быть предоставлен некоммерческому объединению, персональный состав которого сформирован по правилам статьи 14 Закона N 66-ФЗ.
Как видно из материалов дела, испрашиваемый ДНТ, учредителями которого являются три физических лица, земельный участок площадью 40 000 кв.м находится в центральной части кадастрового квартала земель, относящихся к категории земель населенных пунктов пос. Шуя, не входил и не входит в фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения.
Администрация, установив, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен для ведения дачного строительства по правилам Закона N 66-ФЗ, обоснованно отказала в утверждении акта выбора испрашиваемого земельного участка и в предварительном согласовании места размещения объекта строительства.
Несостоятельна ссылка ДНТ на пункт 3 статьи 35 ГрК РФ, поскольку в настоящее время не предусмотрен какой-либо иной порядок предоставления гражданам земельных участок для дачного строительства, кроме установленного статьей 14 Закона N 66-ФЗ.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций правильно отказали в удовлетворении требований ДНТ, поэтому принятые по делу судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.04.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013 по делу N А26-10860/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Верховье" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л.Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.