06 ноября 2013 г. |
Дело N А56-51917/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Комитета по управлению городским имуществом Савеловой Д.О. (доверенность от 29.12.2012 N 37359-42), от общества с ограниченной ответственностью "Аркон" Манида Н.Л. (доверенность от 10.06.2013),
рассмотрев 31.10.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2012 (судья Преснецова Т.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Желтянников В.И.) по делу N А56-51917/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аркон", место нахождения: 197101, Санкт-Петербург, Кронверский пр., д. 47, лит. А, ОГРН 1077847192390 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными бездействия Комитета по управлению городским имуществом (далее - Комитет), выразившегося в непредоставлении в собственность Общества земельного участка с кадастровым номером 78:34:4018:6, площадью 25 366 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. Черной речки, д. 3, лит. А, отказа Комитета в предоставлении указанного участка в собственность Обществу, об обязании Комитета подготовить и направить Обществу проект договора купли-продажи земельного участка с льготной выкупной ценой в размере 1 746 068 руб. 61 коп. (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено открытое акционерное общество "Фонд имущества Санкт-Петербурга", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, пер. Гривцова, д. 5, ОГРН 1057812368239 (далее - Фонд имущества).
Решением от 20.12.2012 (с учетом определения от 30.07.2013 об исправлении опечатки) требования Общества удовлетворены. Суд первой инстанции признал незаконными бездействие, а также отказ Комитета в предоставлении Обществу земельного участка, выраженный в письме от 18.01.2012 N 874-13, обязал Комитет устранить допущенные нарушения, подготовить и направить в адрес заявителя в 20-дневный срок со дня вступления в законную силу решения проект договора купли-продажи указанного земельного участка, установив выкупную цену в размере 1 746 068 руб. 61 коп.
Постановлением апелляционного суда от 08.07.2013 (с учетом определения от 09.09.2013 об исправлении опечатки) решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, считая решение и постановление незаконными и необоснованными, просит их отменить. По мнению подателя жалобы, положения Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), предусматривающие установление льготной цены при выкупе земельного участка по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), не могут быть признаны офертой, так как не содержат существенных условий договора.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, приведенным в отзыве.
Фонд имущества, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 27.12.2007 N 4363 между Комитетом (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор от 18.02.2008 N 17/ЗД-04582 аренды земельного участка площадью 25 366 кв. м, с кадастровым номером 78:34:4018:6, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. Черной речки, д. 3, лит. А.
Пунктом 3.1 договора срок его действия установлен до 26.12.2056.
В соответствии с пунктом 1.2 договора участок предоставлен для использования под спорт, физическую культуру (коды функционального использования - 2.2, 3.2, 12.1).
На арендованном земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие Обществу на праве собственности: спортивный павильон площадью 1606,7 кв. м с кадастровым номером 78:4018:4:3, лит. В, раздевалка площадью 58,4 кв. м с кадастровым номером 78:4018:4:26, лит. Д, ремонтный бокс площадью 288,5 кв. м с кадастровым номером 78:4018:4:25, лит. Ж, туалетный павильон площадью 52,5 кв. м с кадастровым номером 78:4018:4:10, лит. Б, электрочасы (табло) площадью 13,8 кв. м с кадастровым номером 78:34:4018:6:34, лит. К, трибуна площадью 30,7 кв. м с кадастровым номером 78:34:4018:6:33, лит. С, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 17.09.2007, от 07.07.2011, выписками из Единого государственного реестра прав по состоянию на 12.09.2012.
Общество в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ, обратилось в Комитет с заявлением от 03.08.2011 о предоставлении арендуемого земельного участка в собственность.
Ссылаясь на то, что бездействие Комитета влечет нарушение принадлежащих заявителю прав в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В ходе судебного разбирательства Комитет представил суду направленное в адрес Общества письмо от 18.01.2012 N 874-13, в котором содержится отказ в реализации права выкупа со ссылкой на то, что испрашиваемый участок планируется использовать для нужд Санкт-Петербурга в связи с отсутствием в данной части Приморского района полноценного спортивного объекта с плоскостным сооружением.
Общество уточнило предъявленные требования и просило также признать данный отказ незаконным.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности заявленных Обществом требований на основании исследования и оценки доказательств, представленных в материалы дела, а также применения положений статей 198 и 201 АПК РФ, статей 29, 36 ЗК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 4 и 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Кроме того, суд первой инстанции со ссылкой на правовую позицию, содержащуюся в постановлении Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 N 6200/10, исходил из того, что принадлежащие заявителю на праве собственности объекты недвижимости и иные вспомогательные строения, находящиеся на спорном земельном участке, образуют единое спортивное сооружение - стадион, площадь арендованного участка соответствует нормативной площади земельного участка, необходимой для размещения такого сооружения.
Суд также посчитал, что выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ. Поскольку заявление Общества о выкупе земельного участка получено Комитетом в пределах установленного законом срока, то заявитель вправе приобрести в собственность испрашиваемый земельный участок по льготной цене.
Апелляционный суд согласился с этими выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция считает выводы судов правильными и не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок необходимо обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 этой же статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Суды двух инстанций пришли к правильному выводу, что Общество как собственник объектов недвижимости, имеющий исключительное право на выкуп спорного земельного участка, сформированного в установленном порядке, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в Комитет полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов.
Пунктом 1.1. статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органом исполнительной власти и органами местного самоуправления.
В пункте 9 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом N 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ до 01.07.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек.
Пунктом 1.3 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 15.02.2010 N 59-19 "Об установлении цены земельных участков в Санкт-Петербурге" установлена цена при выкупе земельных участков собственниками расположенных на них зданий, строений, сооружений. За исключением случаев, указанных в пунктах 1.1 и 1.2 упомянутого Закона, выкупная цена составляет 19,5% кадастровой стоимости земельных участков.
Положения Закона N 137-ФЗ, предусматривающие установление специальной (льготной) цены при выкупе земельного участка по правилам статьи 36 ЗК РФ, являются офертой, то есть предложением, направленным собственникам зданий, строений, сооружений, заключить договор купли-продажи земельного участка по специальной цене. При этом указанной нормой права установлен срок для ее акцепта.
Заявление собственника здания, строения, сооружения о выкупе земельного участка по правилам статьи 36 ЗК РФ, направленное с приложением необходимого для заключения договора выкупа земельного участка пакета документов, полученное уполномоченным органом в пределах срока, установленного Законом N 137-ФЗ, является акцептом указанной оферты.
В силу положений статьи 440 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в оферте определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, в пределах указанного в ней срока.
Суды установили, что здания на спорном земельном участке ранее были приобретены в процессе приватизации государственного имущества.
Заявление Общества о выкупе земельного участка получено Комитетом в пределах срока действия оферты. Таким образом, заявление Общества является акцептом на предложение о выкупе земельного участка по специальной цене.
При данных обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о том, что у Комитета не было законных оснований для отказа Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность и в заключении с ним договора купли-продажи участка по льготной цене, действовавшей до 01.07.2012.
В связи с принятием настоящего постановления подлежит отмене приостановление исполнения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 по делу N А56-51917/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 20.12.2012 и постановления от 08.07.2013 отменить.
Председательствующий |
М.В. Захарова |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.