11 ноября 2013 г. |
Дело N А05-61/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Матлиной Е.О., Михайловской Е.А.,
при участии от Министерства финансов Архангельской области Ерегина А.Н. (доверенность от 15.01.2013 N 10-13/3),
рассмотрев 07.11.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия Заполярного района "Севержилкомсервис" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.04.2013 (судья Гуляева И.С.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2013 (судьи Елагина О.К., Журавлев А.В., Моисеева И.Н.) по делу N А05-61/2013,
установил:
Муниципальное предприятие Заполярного района "Севержилкомсервис", место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица Рыбников, дом 17 Б, ОГРН 1038302271040 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Ненецкому автономному округу в лице Управления финансов Ненецкого автономного округа, место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица Смидовича, дом 20, ОГРН 1078383000497, о взыскании 5 547 327 руб. 86 коп. убытков за декабрь 2009 года, возникших в результате государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию.
К участию в деле в качестве ответчиков привлечены: муниципальное образование "Муниципальный район "Заполярный район" в лице Управления финансов администрации муниципального района "Заполярный район" (далее - Администрация муниципального района), Архангельская область в лице Министерства финансов Архангельской области (далее - Министерство финансов), Архангельская область в лице Министерства энергетики и связи Архангельской области.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации муниципального района "Заполярный район" (далее - Управление ЖКХ).
Решением суда от 12.04.2013 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.07.2013 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты. По мнению подателя жалобы, судами ошибочно оставлено без внимания то обстоятельство, что причиной возникновения убытков явилось превышение фактического потребления энергии предварительных показателей энергопотребления. При этом размер субсидии, выделенной на основании предварительных данных энергопотребления, оказался недостаточен для покрытия расходов истца на производство тепловой и электрической энергии.
В судебном заседании представитель Министерства финансов возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Остальные участвующие в деле лица извещены о времени и месте судебного заседания, однако представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Предприятие является энергоснабжающей организацией, оказывающей услуги по отпуску электрической и тепловой энергии потребителям, в том числе сельскому населению на территории муниципального образования муниципальный район "Заполярный район" Ненецкого автономного округа.
Тарифы на электрическую энергию, отпускаемую Предприятием, для группы потребителей "население", а также другим потребителям, приравненным к данной категории, утверждены в размере 1 руб. 57 коп. за 1 кВч и введены в действие с 01.01.2009 приказом Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа от 31.10.2008 N 29 (далее - приказ N 29). При этом экономически обоснованным в указанный период являлся тариф 16 руб. за 1 кВтч.
Законом Архангельской области от 03.12.2008 N 637-32-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" предусмотрены субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую и электрическую энергию, отпускаемую населению в размере 189 875,6 тыс. руб. (статья 13 названного Закона N 637-32-ОЗ, таблица N 2 приложения N 29, приложение N 31 к Закону N 637-32-ОЗ).
Порядок предоставления и распределения субсидий на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую и электрическую энергию, на территории Ненецкого автономного округа утвержден постановлением администрации Архангельской области от 29.12.2008 N 292-па/50
В соответствии с пунктом 3 данного Порядка право распределения и перечисления средств субсидии энергоснабжающим организациям предоставляется Администрацией муниципального района.
Постановлением Администрации муниципального района от 11.02.2009 N 128-п утвержден Порядок предоставления энергоснабжающим организациям в 2009 году субсидий на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую населению на территории муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район" и определена организация, на которую возложены функции по перечислению средств субсидии энергоснабжающим организациям, - Управление ЖКХ.
Управление ЖКХ и Предприятие (получатель) 20.02.2009 заключили договор N 2/д/09, по условиям которого Управление ЖКХ предоставляет право получателя на субсидию, производит проверку ее расчета и дальнейшее перечисление на расчетный счет получателя по мере поступления денежных средств из районного бюджета, а получатель обязуется выполнить условия, предусмотренные настоящим договором.
Отпуск электрической энергии населению в 2009 году Предприятие осуществляло исходя из установленного тарифа - 1 руб. 57 коп. за 1 кВтч.
Ссылаясь на возникшие в декабре 2009 года убытки в сумме 5 547 327 руб. 86 коп., в результате неполной компенсации расходов, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую населению электроэнергию, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, указав на отсутствие доказательств признания недействующим приказа N 29, отказал в удовлетворении иска. Апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены решения.
Изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Убытки, причиненные физическому или юридическому лицу в результате неправомерных действий государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению в соответствии со статьями 15, 16, 1064 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Статьей 15 ГК РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются, в том числе, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В статье 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Условиями наступления ответственности, предусмотренной статьей 1069 ГК РФ, являются наличие вреда, противоправное поведение причинителя вреда, а также причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом.
Отсутствие одного из элементов данного состава правонарушения влечет отказ в удовлетворении иска о взыскании убытков.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Суды первой и апелляционной инстанций, указав, что приказ N 29, которым установлен размер платы за коммунальные услуги для граждан на 2009 год, в установленном законом порядке не признан недействующим, правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований на основании следующего.
Пунктом 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" определено, что требование о возмещении вреда, причиненного в результате издания нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, может быть удовлетворено в случае, если такой нормативный правовой акт признан недействующим по решению суда общей юрисдикции, арбитражного суда.
В соответствии с правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.02.2012 N 14489/11, возложение на публично-правовое образование ответственности за понесенные компанией убытки без исследования вопроса о соответствии закону или иному правовому акту акта государственного органа этого публично-правового образования, утвердившего спорные тарифы, не соответствует условиям, при наличии которых допускается возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов по правилам статей 16 и 1069 ГК РФ.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются кассационной инстанцией как несостоятельные.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.04.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2013 по делу N А05-61/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального предприятия Заполярного района "Севержилкомсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.