14 ноября 2013 г. |
Дело N А52-867/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В.,
при участии от Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям Кулик Е.В. (доверенность от 10.01.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 06.06.2013 (судья Лебедев А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2013 (судьи Зайцева А.Я., Носач Е.В., Шадрина А.Н.) по делу N А52-867/2013,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области, место нахождения: 180000, г. Псков, ул. Гоголя, д. 4, ОГРН 1096027012597 (далее - Управление Росимущества), обратилось в Арбитражный суд Псковской области к Государственному комитету Псковской области по имущественным отношениям, место нахождения: 180007, г. Псков, Пароменская ул., д. 21/33, ОГРН 1026000971831 (далее - Комитет), со следующими требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- признать право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 12 463,80 кв.м с кадастровым номером 60:27:0140323:1, расположенный по адресу: г. Псков, Малозональный пер., д. 3;
- обязать Комитет возвратить указанный земельный участок Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области, место нахождения: 180017, г. Псков, Рабочая ул., д. 11, ОГРН 1046000329264, и государственное предприятие Псковской области "Дорожно-эксплуатационное управление N 2", место нахождения: 182840, Псковская обл., пгт Бежаницы, ул. Солдатская Горка, ОГРН 1056001508188 (далее - ДЭУ N 2).
Решением от 06.06.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.08.2013, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 06.06.2013 и постановление от 19.08.2013 и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает на следующее: суды пришли к неправильному выводу о том, что у Псковской области возникло право собственности на спорный земельный участок в связи с передачей ей в собственность объектов недвижимости, расположенных на этом участке; при передаче в собственность Псковской области имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "Псковавтотранс" (далее - ФГУП "Псковавтотранс") земельный участок, на котором расположен комплекс, не был передан в порядке, установленном частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Комитета просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, администрация города Пскова (арендодатель) и ФГУП "Псковавтотранс" (арендатор) заключили договор от 26.08.1999 N 137 аренды земельного участка площадью 12 463,80 кв.м с кадастровым номером 60:27:0140323:1, расположенного по адресу: г. Псков, Малозональный пер., д. 3. На этом участке расположены сооружения, находившиеся на праве хозяйственного ведения у названного предприятия.
На указанный земельный участок в 2003 году в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Российской Федерации. В 2004 году права арендодателя по названному договору перешли к Российской Федерации.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 1771-р "О федеральных государственных унитарных предприятиях, передаваемых субъектам Российской Федерации и муниципальному образованию "Город Томск" Федеральное дорожное агентство передало по акту приема-передачи от 27.04.2005 в собственность Псковской области ФГУП "Псковавтотранс" как имущественный комплекс, в состав которого входили объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке.
В 2006 году Управление Росимущества заключило договор N 24 аренды названного земельного участка с государственным предприятием Псковской области "Дорпрогресс".
В 2012 году на основании акта приема-передачи федерального государственного предприятия от 27.04.2005 было зарегистрировано право собственности Псковской области на спорный земельный участок и на четыре объекта недвижимости, расположенные на этом участке. В том же году указанные объекты недвижимости переданы в хозяйственное ведение ДЭУ N 2.
В связи с регистрацией права собственности Псковской области на указанный земельный участок Комитет и ДЭУ N 2 заключили дополнительное соглашение от 25.04.2012 к договору аренды N 24 о замене арендодателя и арендатора.
Управление Росимущества, считая, что спорный земельный участок является федеральной собственностью, а право собственности Псковской области на него было зарегистрировано неправомерно, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды обеих инстанций отказали в иске, исходя из следующего.
В пункте 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 ЗК РФ в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу пункта 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение собственности субъекта Российской Федерации и собственности Российской Федерации на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования. В связи с этим неправомерна ссылка Управления Росимущества на то, что спорный земельный участок подлежал передаче в порядке, установленном частью 1 статьи 154 Закона N 122-ФЗ.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, переданные в установленном порядке в составе имущественного комплекса ФГУП "Псковавтодор" Российской Федерацией в собственность Псковской области. На эти объекты зарегистрировано право собственности Псковской области и право хозяйственного ведения ДЭУ N 2.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суды пришли к выводу о том, что право собственности Псковской области на спорный земельный участок возникло в силу пункта 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ.
Довод Управления Росимущества о том, что в отношении спорного земельного участка ранее было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не может служить основанием для неприменения названной нормы.
Данные выводы судов обеих инстанций соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 19.07.2011 N 2178/11.
Поскольку суды обеих инстанций, правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно отказали в иске, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 06.06.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2013 по делу N А52-867/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.