14 ноября 2013 г. |
Дело N А13-10919/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кужаровой Н.И., судей Нефедовой О.Ю и Сосниной О. Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.04.2013 (судья Лукенюк О.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 (судьи Романова А. В., Зайцева А.Я., Носач Е. В.) по делу N А13-10919/2012,
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западная пригородная пассажирская компания", место нахождения: 199044, Санкт-Петербург, Биржевой переулок, дом 6, литера "А", ОГРН 1067847492888 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, место нахождения: 160000, город Вологда, улица Горького, дом 35, ОГРН 1093525019390 (далее - Департамент дорожного хозяйства и транспорта), и Департаменту финансов Вологодской области, место нахождения: 160000, город Вологда, улица Герцена, дом 2, ОГРН 1023500901654 (далее - Департамент финансов), о взыскании солидарно за счет средств казны Вологодской области 107 918, 24 руб. убытков, причиненных непредставлением компенсации расходов на перевозку обучающихся на льготных условиях в 2010 году.
Определениями от 25.09.2012 и от 24.01.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, а затем ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин).
Решением от 29.04.2013, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013, с Минфина в пользу Общества взыскано 107 918, 24 руб., в иске к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта и Департаменту финансов Вологодской области отказано.
В кассационной жалобе Минфин, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить названные решение и постановление и вынести новый судебный акт - об отказе в иске к Минфину.
По мнению подателя жалобы, правовых оснований для удовлетворения иска за счет казны Российской Федерации не имеется; суды не учли, что денежные средства из федерального бюджета перечислены полностью в пределах лимита.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предписано при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Федеральным законом от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" предусмотрено выделение межбюджетных субсидий на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1208 утверждены Правила предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее - Правила).
Правилами утверждено распределение субсидий в 2010 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся, согласно которому Вологодской области выделено 8 344 600 руб.
Постановлением правительства Вологодской области от 31.05.2010 N 634 "О порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1208" в 2010 году установлена льгота на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования на период с 01 января по 15 июня включительно и с 01 сентября по 31 декабря 2010 года включительно в размере 50-процентной скидки от действующих тарифов.
В соответствии с постановлением правительства Вологодской области от 31.05.2010 N 634 "О порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1208" Департаменту дорожного хозяйства и транспорта предписано заключить соглашение с Федеральным агентством железнодорожного транспорта на получении субсидии из федерального бюджета, компенсирующей 95 % расходного обязательства
Пунктом 3 названного постановления предусмотрено, что потери в доходах организаций железнодорожного транспорта при предоставлении льготы по тарифам на проезд обучающимся возмещаются в размере пяти процентов расходного обязательства за счет средств областного бюджета.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта (получатель) и Департамент дорожного хозяйства и транспорта (плательщик) 08.07.2010 заключили соглашение о предоставлении в 2010 году субсидии из федерального бюджета бюджету Вологодской области на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, осуществляющих перевозки по льготным тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении. Предметом названного соглашения являлось предоставление плательщиком в 2010 году из средств федерального бюджета получателю субсидий в пределах лимита в размере 8 344 600 руб. на компенсацию части потерь в доходах организациях железнодорожного транспорта в пригородном сообщении с 1.01.2010 по 15.06.2010 и с 01.09.2010 по 31.12.2010. В названном соглашении стороны указали, что областным бюджетом на 2010 года предусмотрен объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств по предоставлению льгот по проезду на железнодорожном транспорте в размере 8 783 800 руб.; источником финансового обеспечении данного расходного обязательства являются собственные средства (5%) и субсидии федерального бюджета (95%).
Департамент дорожного хозяйства и транспорта (заказчик) и Общество (перевозчик) 28.04.2010 заключили договор N 137 о предоставлении субсидий на компенсацию потерь в доходах, возникающих в связи с предоставлением обучающимся льгот по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Вологодской области (далее - Договор), согласно условиям которого перевозчик обязуется осуществить включительно с 01.01.2010 по 15.06.2010 и с 01.09.2010 по 31.12.2010 перевозку обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения с предоставлением льготы в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа, а заказчик - возместить исполнителю часть потерь в доходах.
Согласно пунктам 2.1-2.2 Договора перевозчик обязан ежемесячно представлять заказчику информацию о перевозке обучающихся, воспользовавшихся правом на льготу по форме согласно приложению к Договору, счет на компенсацию потерь в доходах перевозчика в связи с предоставлением льгот обучающимся. Заказчик обязан осуществлять проверку полноты и правильности оформления информации, возмещать потери исполнителя, осуществлять оплату счетов перевозчика в течение пяти банковских дней после принятия решения о предоставлении перевозчику субсидий с перечислением их со своего лицевого счета на расчетный счет перевозчика.
На основании пункта 3.1 Договора субсидии предоставляются перевозчику ежемесячно в размере объема потерь в доходах перевозчика, определяемого как разность между доходами, которые перевозчик мог бы получить в случае применения установленных государством тарифов, и доходами перевозчика, полученными в результате предоставления обучающимся льготы по тарифам в соответствии с постановлением правительства Вологодской области от 31.05.2010 N 634 "О порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1208".
Общество в 2010 году осуществляло перевозку железнодорожным транспортом в пригородном сообщении обучающихся по территории Вологодской области Приморского края по льготным проездным билетам (по тарифам в виде 50 -процентной скидки от действующего тарифа).
Общество, ссылаясь на то, что сумма доходов, недополученных в связи с предоставлением льгот, по итогам 2010 года составила 768 460 руб. и полностью не компенсирована, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании статей 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование, установившие нормативным правовым актом льготы по провозной плате за перевозку определенной категории пассажиров, в силу прямого указания закона обязаны в полном объеме возместить понесенные в связи с этим перевозчиками расходы за счет средств соответствующего бюджета.
Как видно из материалов дела, сумма недополученных Обществом доходов по итогам 2010 года составила 768 460 руб., что подтверждено справками-отчетами, составленными по форме, установленной договором от 28.04.2010, и сторонами не оспаривается.
Департамент дорожного хозяйства и транспорта в целях возмещения потерь перевозчика в доходах, возникающих при оказании услуг по перевозке обучающихся в 2010 году, перечислил Обществу 32 500 руб. за счет средств областного бюджета и 628 040,96 руб. за счет средств, поступивших из федерального бюджета. Таким образом, задолженность по компенсации убытков Общества составила 107 918,4 руб.
Суды установили, что причиной непредставления Обществу компенсации в полном объеме явилась недостаточность средств, поступивших из федерального бюджета в 2010 году в Вологодскую область.
Апелляционный суд принял во внимание, что вице-губернатор Вологодской области письмом от 13.07.2010 N 08-33/1624 и Департамент дорожного хозяйства и транспорта письмом от 23.12.2010 N 4299/08-16 обращались к руководителю Северо-Западного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации с просьбой о дополнительном выделении из федерального бюджета 1 500 000 руб., но дополнительных субсидий не было представлено.
При этом следует учесть, что обязанность по возмещению Обществу расходов возникла в связи с установлением льгот на основании Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Следовательно, недостаточность средств, выделенных из федерального бюджета, не является основанием для вывода об обязанности субъекта Российской Федерации компенсировать расходы в полном объеме. На лицо, занимающееся коммерческой деятельностью по осуществлению перевозок пассажиров, также не может быть возложено бремя несения расходов, возникших в результате реализации нормативных актов, устанавливающих льготы для отдельных категорий граждан.
При таком положении суды сделали правильный вывод о том, что иск подлежит удовлетворению за счет средств бюджета Российской Федерации.
Ввиду того, что обжалуемые решение и постановление принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.04.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 по делу N А13-10919/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Российской Федерации в лиц Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.И. Кужарова |
Судьи |
О.Ю. Нефедова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.