21 ноября 2013 г. |
Дело N А21-9406/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В.,
при участии от Министерства обороны Российской Федерации Тимофеевой Е.Ю. (доверенность от 20.11.2012), от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Тимофеевой Е.Ю. (доверенность от 10.01.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.01.2013 (судья Гурьева И.Л.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2013 (судьи Горбик В.М., Жиляева Е.В., Старовойтова О.Р.) по делу N А21-9406/2012,
установил:
Администрация городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236006, Калининград, пл. Победы, д. 1, ОГРН 1023900770222 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Министерству обороны Российской Федерации, место нахождения: 119160, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284 (далее - Минобороны), об обязании безвозмездно передать в собственность городского округа "Город Калининград" земельный участок площадью 21 408 кв.м с кадастровым номером 39:15:130910:126, расположенный по адресу: Калининград, Колхозная ул.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342 (далее - Учреждение Минобороны), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1103926011177, индивидуальный предприниматель Мурашкевич Кирилл Олегович и Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236040, Калининград, пл. Победы, д. 1, ОГРН 1023900592759 (далее - Комитет).
Решением от 21.01.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.07.2013, в иске отказано.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 21.01.2013 и постановление от 12.07.2013 и удовлетворить иск.
Податель жалобы указывает на следующее: суды пришли к неправильному выводу об отсутствии оснований для передачи спорного земельного участка в муниципальную собственность; реализовав выставленное на аукцион имущество, ответчик отказался от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Минобороны и Учреждения Минобороны просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 21 408 кв.м с кадастровым номером 39:15:130910:126 по адресу: Калининград, Колхозная ул., относящийся к землям поселений, имеющий вид разрешенного использования "под военный городок N 10", находится в федеральной собственности. На данном участке ранее располагались объекты недвижимости, составляющие хозяйственный комплекс военного городка N 10.
Данные объекты по договору купли-продажи от 16.03.2000 N 16/2000 приобрел Мурашкевич К.О. на аукционе по продаже высвобождаемого военного недвижимого имущества.
Право собственности Мурашкевича К.О. на объекты высвобождаемого военного недвижимого имущества зарегистрировано 09.12.2000.
Глава городского округа "Город Калининград" 14.02.2012, ссылаясь на часть 3 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ), направил в Учреждение Минобороны письмо N 212 с просьбой принять решение об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 39:15:130910:126 и о безвозмездной передаче этого участка в собственность городского округа "Город Калининград".
Учреждение Минобороны в письме от 14.03.2012 N 141/2-2695 сообщило, что спорный земельный участок не подлежит передаче в муниципальную собственность, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем зданий, строений, сооружений в случае, если они принадлежат одному лицу.
Администрация, обратилась с настоящим иском в арбитражный суд, считая, что Минобороны обязано передать спорный участок в муниципальную собственность, поскольку имущество военного городка продано на аукционе, а следовательно, выбыло из владения Минобороны.
Суды обеих инстанций отказали в иске исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 423-ФЗ безвозмездной передаче в муниципальную собственность подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся:
1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);
2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
В соответствии с частью 1 статьи Закона N 423-ФЗ решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" таким органом является Минобороны.
По смыслу части 3 статьи 3 Закона N 423-ФЗ уполномоченный орган в течение двух месяцев со дня поступления заявления главы городского округа о передаче военного недвижимого имущества, указанного в части 1 статьи 2 данного Закона, обязан принять решение о передаче испрашиваемого имущества из федеральной собственности в муниципальную или об отказе в такой передаче.
Решение уполномоченного органа о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества в силу части 8 статьи 3 Закона N 423-ФЗ является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на соответствующие здания, сооружения, объекты, земельные участки и для возникновения на них права собственности муниципального образования, которому передано такое имущество.
Между тем, как установлено судами первой и апелляционной инстанций и не оспаривается истцом, глава городского округа "Город Калининград" с заявлением о передаче в собственность земельного участка в Минобороны не обращался. Кроме того, решение Минобороны о передаче имущества в муниципальную собственность могло быть принято в отношении спорного земельного участка лишь в том случае, если бы он входил в границы военного городка. Такой участок подлежал бы передаче в муниципальную собственность вместе с имуществом военного городка. Однако объекты недвижимости, составляющие хозяйственный комплекс военного городка N 10, как высвобождаемое военное имущество проданы на аукционе по договору купли-продажи от 16.03.2000 N 16/2000 Мурашевичу К.О. Данным договором обусловлена передача Мурашкевичу К.О. в аренду сроком на 49 лет земельного участка, занятого ранее имуществом названного военного городка.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 08.04.2011 по делу N А21-9273/2010, в рассмотрении которого участвовали Администрация и Минобороны, установлено, что спорный земельный участок прекратил свое существование в результате выделения из него нескольких земельных участков, в том числе земельного участка площадью 4,3396 га с кадастровым номером 39:15:130910:173, на котором расположены объекты недвижимости (здания автосервиса), в настоящее время принадлежащие на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "М-Авто", а ранее принадлежавшие Мурашевичу К.О.
Таким образом, в 2000 году объекты недвижимого имущества, приобретенные Мурашевичем К.О., и занятый этими объектами земельный участок утратили статус военного городка.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что в отношении земельного участка, на котором ранее располагался военный городок, Минобороны не осуществляет правомочия собственника имущества, предоставленного в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации.
При продаже на аукционе объекта высвобождаемого военного имущества к покупателю в силу статей 35 ЗК и 552 Гражданского кодекса Российской Федерации перешло право пользования земельным участком, занятым таким объектом и необходимым для его использования, что повлекло фактическое прекращение права пользования таким участком, ранее имевшееся у Учреждения Минобороны.
При таком положении спорный земельный участок не подлежит передаче муниципальному образованию по правилам, предусмотренным Законом N 423-ФЗ.
Кроме того, в настоящее время земельный участок, на котором расположены объекты недвижимого имущества, ранее входившие в состав военного городка, сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет под номером 39:15:130910:173. Таким образом, по смыслу положений статьи 11.1 ЗК РФ земельный участок как объект, в отношении которого заявлен иск, прекратил свое существование.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды, правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно отказали в иске, поэтому обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.01.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2013 по делу N А21-9406/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.