28 июля 2008 г. |
Дело N А52-243/2008 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А.,
судей Асмыковича А.В. и Корабухиной Л.И.,
рассмотрев 21.07.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 31.03.2008 по делу N А52-243/2008 (судья Орлов В.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Псковвтормет" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - инспекция), выразившегося в неначислении процентов в сумме 176 873 руб. 04 коп. за нарушение срока возврата налога на добавленную стоимость по декларации за март 2007 года и об обязании инспекции возместить проценты в этой сумме (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 31.03.2008 заявленные обществом требования удовлетворены.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что по результатам камеральной проверки своевременно, в срок, установленный статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом были приняты решения от 10.09.2007 N 16-01/6169 и 1203-16-01/6220 о частичном отказе налогоплательщику в возмещении налога на добавленную стоимость.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, общество 20.04.2007 представило в инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за март 2007 года. Согласно этой декларации возмещению подлежало 35 665 988 руб. Одновременно с декларацией общество подало заявление о возврате указанной суммы налога. По результатам камеральной проверки инспекцией приняты решения от 10.09.2007 N 16-01/6169 и 1203-16-01/6220 об отказе налогоплательщику в возмещении 6 852 994 руб. налога на добавленную стоимость. Данные решения инспекции оспорены обществом в судебном порядке в части отказа в возмещении 5 634 901 руб. Решением Арбитражного суда Псковской области от 26.11.2007, вынесенным по делу N А52-4277/2007, решения инспекции от 10.09.2007 N 16-01/6169 и 1203-16-01/6220 признаны недействительными в части, оспоренной налогоплательщиком. По решению инспекции от 22.01.2008 Управление федерального казначейства возвратило обществу по платежному поручению от 28.01.2008 налог на добавленную стоимость в сумме 5 634 901 руб.
В связи с тем, что инспекция не уплатила обществу проценты за несвоевременный возврат налога, оно обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в неначислении процентов в сумме 176 873 руб. 04 коп. за нарушение срока возврата налога на добавленную стоимость по декларации за март 2007 года и об обязании инспекции возместить проценты в этой сумме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 88 названного Кодекса камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Пунктами 6, 8, 9 и 10 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных названным Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
В данном случае общество вместе с декларацией по налогу на добавленную стоимость по экспорту за март 2007 года подало в инспекцию заявление о возврате из бюджета 35 668 116 руб. на расчетный счет налогоплательщика (лист дела 34).
При нарушении сроков, установленных пунктом 3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки. Проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.
Согласно пункту 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган производит начисление процентов, о чем указывается в соответствующем решении, направляемом в органы казначейства для исполнения путем выплаты причитающихся налогоплательщику сумм за счет средств бюджета. Неисполнение налоговым органом обязанности принять решение о выплате налогоплательщику процентов и ненаправление этого решения органам казначейства для исполнения является основанием для обжалования налогоплательщиком бездействия налогового органа в арбитражном суде путем подачи соответствующего заявления.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе инспекции, отклоняются судом кассационной инстанции по следующим основаниям.
Признание судом недействительным решения налогового органа об отказе налогоплательщику в возмещении налога из бюджета и возложение на налоговый орган обязанности возместить налог путем возврата из бюджета свидетельствуют о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение. Вынесение налоговым органом неправомерного решения об отказе в возмещении налога, признанного судом недействительным, следует рассматривать как невынесение в установленный срок решения о возмещении налога, поскольку следствием таких действий является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, в связи с чем он вправе получить компенсацию своих финансовых потерь в виде процентов.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.11.2005 N 7528/05 также разъяснил, что в соответствии с пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации проценты начисляются с того момента, когда сумма налога должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате налога.
В соответствии с ранее предоставленной инспекции отсрочкой по уплате государственной пошлины и статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с налогового органа следует взыскать 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела судом кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 31.03.2008 по делу N А52-243/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.