25 ноября 2013 г. |
Дело N А56-6017/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В.,
при участии от правительства Ленинградской области Яковлевой Н.Н. (доверенность от 04.02.2013), Васильева В.В. (доверенность от 03.09.2013) от Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом Тоноян М.Р. (доверенность от 29.12.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.09.2013 по делу N А56-6017/2013 (судьи Королева Т.В., Буткевич Л.Ю., Рогова Ю.В.),
установил:
Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", место нахождения: 191002, Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15, ОГРН 1027700198767 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействующим постановления правительства Ленинградской области (далее - Правительство) от 12.12.2012 N 395 "О внесении изменений в постановление правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 353 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственности на которые не разграничена, в Ленинградской области" (далее - Постановление N 395).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом, место нахождения: 197198, Санкт-Петербург, ул. Блохина, д. 8, лит. А, ОГРН 1037843029498 (далее - Комитет).
Арбитражный суд решением от 11.09.2013 признал Постановление N 395 не соответствующим пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), принципу экономической обоснованности и принципу запрета необоснованных предпочтений, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 582), и недействующим.
В кассационной жалобе Правительство, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 11.09.2013 и отказать в удовлетворении заявления.
Податель жалобы указывает на следующее: на момент вынесения решения от 11.09.2013 спор о признании недействующим нормативного правового акта субъекта Российской Федерации о порядке определения арендной платы стал неподведомствен арбитражному суду, поэтому производство по делу подлежало прекращению; Общество, оказывая услуги, предусмотренные в пунктах 5.12.3 и 5.12.6 Постановления N 395, заявило требование о признании недействующим Постановления N 395 в целом, не указав, какие его законные права нарушены остальными положениями оспариваемого постановления; суд сделал неправильный вывод о противоречии Постановления N 395 принципу запрета необоснованных предпочтений и пункту 3 статьи 614 ГК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятое по делу решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представители Правительства и Комитета поддержали доводы жалобы.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не направило в судебное заседание представителя с надлежащей доверенностью.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства от 29.12.2007 N 353 (далее - Постановление N 353) утвержден порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области (далее - Порядок определения размера арендной платы).
Правительство Постановлением N 395 внесло изменения в Порядок определения размера арендной платы, а именно: утвердило новую формулу расчета арендной платы за использование земельных участков (пункт 2.1 Порядка определения размера арендной платы) путем включения в нее дополнительного коэффициента вида деятельности арендатора (Квда), учитываемого при определении размера арендной платы, определяемого по таблице 2 приложения 2 к Порядку определения размера арендной платы; дополнило Порядок определения размера арендной платы таблицей 2 приложения 2 к Постановлению N 395, содержащей коэффициенты вида деятельности арендатора.
Постановление N 395 опубликовано в газете "Вести" 14.12.2012 и вступило в силу с момента его официального опубликования, за исключением таблицы 1 приложения 1 к Порядку определения размера арендной платы (расчетная ставка), которая вступила в силу с 01.01.2013 (пункт 3 Постановления N 395).
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что Постановление N 395 противоречит пункту 3 статьи 614 ГК РФ, принципам экономической обоснованности, предельно допустимой простоты расчетов и принципу запрета необоснованных предпочтений, утвержденных постановлением Правительства РФ N 582, и нарушает его права и законные интересы как арендатора земельных участков, расположенных в Ленинградской области.
Согласно части 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, исследовав представленные в дело доказательства, удовлетворил заявление Общества, сделав вывод о том, что Постановление N 395 не соответствует пункту 3 статьи 614 ГК РФ, принципу экономической обоснованности и принципу запрета необоснованных предпочтений, предусмотренных постановлением Правительства РФ N 582.
Суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Абзацем 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановление N 353 и Постановление от N 395 приняты Правительством в пределах представленных ему полномочий, опубликованы в официальном порядке, их содержание рассчитано на неоднократное применение и влечет юридические последствия для неопределенного круга лиц, в том числе для заявителя.
Таким образом, оспариваемое постановление является нормативным правовым актом; установленный им порядок определения арендной платы подлежит применению при расчете арендной платы по всем договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, и участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в Ленинградской области.
В силу пункта 3 статьи 614 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год (при этом законом могут быть установлены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества).
Если в соответствии с законом или договором арендодатель имеет право в одностороннем порядке изменять размер арендной платы (статьи 310 ГК РФ), то по смыслу пункта 3 статьи 614 ГК РФ такое изменение может осуществляться им не чаще одного раза в год.
При этом изменения регулируемой арендной платы (например, изменение формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Постановлением Правительства от 11.11.2011 N 372, постановлением Правительства от 09.12.2011 N 427, вступившим в силу 01.01.2012, в Порядок определения размера арендной платы внесены изменения, в том числе в части размера расчетной ставки, коэффициента функционального использования, которые являются компонентами формулы определения размера арендной платы.
Постановлением Правительства от 12.11.2012 N 346, вступившим в силу со дня его официального опубликования (газета "Вести" 20.11.2012), формула расчета арендной платы, установленная Порядком определения размера арендной платы, изложена в новой редакции.
Постановлением N 395, опубликованным в газете "Вести" 14.12.2012 и вступившим в силу с момента его официального опубликования, за исключением таблицы 1 приложения 1 к Порядку (расчетная ставка), которая вступила в силу с 01.01.2013, в Порядок определения размера арендной платы вновь внесены изменения.
Таким образом, издавая Постановление N 395, которым изменена формула расчета размера арендной платы, подлежащая применению к отношениям, возникающим с даты официального опубликования оспариваемого постановления, Правительство нарушило требование пункта 3 статьи 614 ГК РФ, поскольку изменило размер арендной платы чаще 1 раза в год.
Постановлением Правительства РФ N 582 утверждены основные принципы определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Так, постановлением Правительства РФ N 582 установлен принцип запрета необоснованных предпочтений, согласно которому порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Между тем формула расчета размера арендной платы, утвержденная Постановлением N 395, ставит размер арендной платы в зависимость не только от видов деятельности, для осуществления которых используются или предназначены земельные участки, но и непосредственно от вида деятельности самого арендатора земельного участка без учета фактического использования им конкретного земельного участка. Так, в соответствии с таблицей 2 приложения 2 к оспариваемому постановлению при расчете арендной платы за земельные участки, арендуемые Обществом, должны применяться Квда от 10 до 300, что приведет к увеличению арендной платы в 10-300 раз по сравнению с арендной платы за земельные участки, имеющие тот же вид разрешенного использования, но арендуемые лицами, имеющими иной вид деятельности.
Применение утвержденного оспариваемым постановлением расчета приводит к тому, что при фактическом использовании земельных участков для одних и тех же видов деятельности, отнесенных при этом к одной категории земель и имеющих одинаковый вид разрешенного использования, для лиц, чьи основные виды деятельности, осуществляемые вне пределов таких участков, различаются, размер арендной платы будет существенно отличаться, что является нарушением принципа необоснованных предпочтений, установленного Постановлением N 582.
Под принципом экономической обоснованности в соответствии с Постановлением N 582 понимается следующее: размер арендной платы устанавливается в соответствии с доходностью земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Таким образом, Правительство не вправе произвольно, без экономического обоснования определять размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности или в ведении Ленинградской области.
Данная правовая позиция отражена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 209-О.
Между тем на момент принятия Постановления N 395, устанавливающего коэффициенты вида деятельности арендатора, у Правительства не имелось экономического обоснования дифференциации коэффициентов вида деятельности арендатора. Как видно из материалов дела, технико-экономическое обоснование коэффициента вида деятельности, применяемого для расчета размера арендной платы, проводится только в настоящее время по заказу Комитета на основании договора от 22.07.2013, заключенного с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный экономический университет".
При таком положении суд пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое постановление нарушает права интересы Общества при осуществлении им предпринимательской деятельности на территории Ленинградской области, противоречит положениям пункта 3 статьи 614 ГК РФ, принципу экономической обоснованности и принципу запрета необоснованных предпочтений, предусмотренных постановлением Правительства РФ N 582. В связи с этим суд правомерно признал оспариваемое постановление недействующим.
Кассационная инстанция считает несостоятельным довод Правительства о том, что суду следовало прекратить производство по настоящему делу, поскольку в июне 2013 года изменилась редакция статей 29 и 191 АПК РФ, определяющих подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов, подлежащих рассмотрению в арбитражных судах.
С настоящим заявлением Общество обратилось в арбитражный суд 06.02.2013, определение о принятии заявления к производству вынесено арбитражным судом 12.02.2013, то есть в тот период, когда настоящий спор был подведомствен арбитражному суду. Дело рассматривалось в суде несколько месяцев, поскольку Правительство неоднократно заявляло ходатайства об отложении судебных заседаний. Определением от 22.08.2013 председатель Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил заявление Общества об ускорении рассмотрения дела.
С учетом приведенных обстоятельств суд правильно рассмотрел по существу заявление Общества, поданное с соблюдением правил о подведомственности.
Поскольку суд правильно применил нормы материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.09.2013 по делу N А56-6017/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу правительства Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.