25 ноября 2013 г. |
Дело N А52-5030/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю. А., судей Васильевой Е. С., Морозовой Н. А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области Хурват Н. А. (доверенность от 25.01.2012 N 70), от открытого акционерного общества "ПСКОВВТОРМЕТ" Нестерчук И. Л. (доверенность от 25.07.2013 N 147),
рассмотрев 25.11.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 29.04.2013 (судья Самойлова Т. Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 (судьи Осокина Н. Н., Мурахина Н. В., Смирнов В. И.) по делу N А52-5030/2012,
установил:
Открытое акционерное общество "ПСКОВВТОРМЕТ", место нахождения: 180017, г. Псков, Советская ул., д. 118, ОГРН 1026000955705 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительными пунктов 2 и 3 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области, место нахождения: 180017, г. Псков, ул. Я. Фабрициуса, д. 2-а (далее - Инспекция), от 14.08.2012 N 15-05/7690.
Решением суда от 29.04.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.08.2013 требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 29.04.2013 и постановление от 12.08.2013 отменить, принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, суды первой и апелляционной инстанций необоснованно посчитали, что оказанные Обществом услуги по обеспечению перевозки, регулируются подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и, соответственно, облагаются налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) по ставке 0 процентов.
В отзыве Общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции - без удовлетворения. При этом Общество отмечает, что Управление Федеральной налоговой службы по Псковской области полностью поддержало позицию Общества в отношении правомерности применения ставки 0 процентов по оказанию транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки за I и II кварталы 2012 года.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка декларации Общества по НДС за IV квартал 2011 года.
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 14.08.2012 N 15-05/7690 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, которым предъявленный Обществом к возмещению из бюджета НДС за IV квартал 2011 года уменьшен на 2 973 393 руб.
Управление Федеральной налоговой службы по Псковской области решением от 09.10.2012 N 2.5-08/7203 решение Инспекции оставило без изменения.
Общество частично оспорило решение Инспекции в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, указав, что материалами дела подтверждается правомерность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов в силу достоверности документов, представленных им, соответствия их пункту 3.1 статьи 165 НК РФ, непосредственной связи оказанных Обществом услуг по договору транспортной экспедиции с обеспечением перевозки груза морским транспортом и соответствия услуг, оказанных Обществом, услугам, перечисленным в пункте 2.1 статьи 164 НК РФ.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по ставке 0 процентов производится при реализации услуг по международной перевозке товаров.
Под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положения указанного подпункта распространяются и на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В целях названной нормы к транспортно-экспедиционным услугам отнесены следующие виды услуг: участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Согласно пункту 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами (пункт 3 статьи 801 ГК РФ).
Следовательно, ставка 0 процентов применяется при оказании российскими организациями транспортно-экспедиционных услуг, перечисленных в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, при организации международной перевозки на основании договора транспортной экспедиции.
При этом вопреки позиции Инспекции в подпункте 2.1 пункта 2 статьи 164 НК РФ не предусмотрено, что организатором международной перевозки должен быть экспедитор, оказывающий перечисленные в статье услуги. Также в приведенной норме не указано, что применение ставки 0 % возможно лишь в случае осуществления экспедитором одновременно всех перечисленных в ней услуг, а не каких-то отдельных услуг.
Согласно пункту 3.1 статьи 165 НК РФ при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг, копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации), в том числе с учетом следующих особенностей.
При этом как при ввозе товаров с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, так и при вывозе товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, в налоговые органы представляется копия транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа с отметкой российского таможенного органа, подтверждающей ввоз товара на территорию Российской Федерации или вывоз товара за пределы территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество (экспедитор) заключило с организацией "FSR Trade GmbH" (клиентом) договор транспортного экспедирования от 02.03.2009 N 1-03/09, предметом которого являлись организация и выполнение экспедитором услуг, связанных с перевозкой грузов фирмы "FSR Trade GmbH" по территории Российской Федерации согласно письменной заявке на перевозку груза.
Дополнительным соглашением от 31.10.2010 N 6 стороны изменили предмет договора, установив обязанности экспедитора выполнять или организовывать выполнение услуг, указанных в пункте 1.2, связанных с международной перевозкой груза.
Согласно пункту 1.2 договора в новой редакции к транспортно-экспедиционным услугам стороны отнесли: прием и выдачу груза клиента; погрузо-разгрузочные услуги; подвоз груза к судну в зону вылета стрелы портового крана, информационные услуги.
Местом оказания услуг определена территория открытого акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербург", закрытого акционерного общества "Первая стивидорная компания", находящаяся в Санкт-Петербурге по адресу: Межевой канал, д. 5 (у причала N 17).
Соглашением от 17.03.2011 N 7 стороны изменили номер и наименование договора N 1-03/09 на договор транспортной экспедиции N 1-Э, продлив срок его действия до 31.12.2011.
В соответствии с изменениями от 30.12.2011 N 8 стороны продлили действие договора до 31.12.2012.
В итоге в IV квартале 2011 года спорные отношения сторон были урегулированы договором транспортной экспедиции N 1-Э в редакции дополнительного соглашения N 6 с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением N 7.
Общество в подтверждение оказания услуг по договору транспортной экспедиции N 1-Э и обоснованности применения ставки 0 процентов представило в налоговый орган в соответствии с пунктом 3.1 статьи 165 НК РФ все необходимые документы - контракт (копию контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на оказание транспортно-экспедиционных услуг и копии транспортных документов, что не оспаривается Инспекцией.
Податель жалобы полагает, что документы, представленные Обществом, подтверждают оказание им организации "FSR Trade GmbH" возмездных услуг, не связанных с организацией международной перевозки.
Указанный довод подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3.1 договора N 1-Э экспедитор оказывает услугу в отношении судовой партии, срок формирования судовой партии начинается с даты приемки груза в месте оказания услуг до даты ухода судна.
Согласно данному условию договора для формирования указанной в поручении судовой партии продукция поступает в Морской порт Санкт-Петербурга железнодорожным или автомобильным транспортом и принимается Обществом по актам приема-передачи - экспедиторским распискам на каждую поставку.
На основании пункта 2.2.1 договора N 1-Э клиент (фирма "FSR Trade GmbH") оформляет поручение экспедитору. Клиент также сообщает экспедитору, что груз с определенным наименованием, примерно указываемым объемом, подлежащий отгрузке в судно с конкретными датами подхода, следует в указанный в сообщении иностранный порт.
В поручении указывается наименование продукции (металлолом навалом), объем судовой партии, наименование грузоотправителя, наименование судна, на котором продукция подлежит отправке, дата и место отправки судна, пункт назначения.
Представленные Обществом акты - экспедиторские расписки содержат сведения о подписавших эти документы грузоотправителе груза, клиенте (фирме "FSR Trade GmbH") и экспедиторе, о наименовании (товарном коде), объеме, стоимости продукции, а также о специально оговоренных обязанностях экспедитора (установить процент засора, произвести радиоактивный контроль, подтвердить взрывобезопасность металлолома).
Также по каждой судовой партии между Обществом и организацией "FSR Trade GmbH" оформлялись акты об оказании услуг экспедирования груза по договору N 1-Э, подтверждающие принятие у Общества услуг заказчиком, фирмой "FSR Trade GmbH" по экспедированию груза по договору N 1-Э с указанием наименования судна и объема судовой партии.
Акты о выполненных услугах датированы датой коносамента, подтверждающего международную перевозку груза морским транспортом, реальность которой Инспекция не опровергала.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, из содержания поручений экспедитору и экспедиторских расписок (учитывая, что Общество не является одновременно перевозчиком груза) подтверждается перечень и условия оказания Обществом услуг, факт получения груза для иностранного клиента с целью дальнейшей перевозки.
Кроме того, из материалов дела следует, что у Общества имеется бригада погрузо-разгрузочных работ в Морском порту и необходимая техника для оказания таких услуг, в то время как у иностранного партнера на территории Российской Федерации нет представительства для выполнения спорных экспедиционных услуг без привлечения третьих лиц. Указанные обстоятельства Инспекцией не оспорены.
Как указал апелляционный суд, доказательства, представленные Обществом, подтверждают факт оказания им для фирмы "FSR Trade GmbH" в Морском порту услуг, предусмотренных пунктом 1.2. договора N 1-Э, по приемке и выдаче груза клиента с проверкой количества и качества, погрузо-разгрузочных работ, подвоза груза к судну в зону вылета стрелы портового крана и иных услуг.
Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что приведенные обстоятельства свидетельствуют об осуществлении Обществом транспортно-экспедиционных услуг, перечисленных в договоре транспортной экспедиции N 1-Э, соответствующих предмету договора транспортной экспедиции, предусмотренному в главе 41 Гражданского Кодекса Российской Федерации, направленных на отправку груза в Морском порту в режиме международной перевозки.
Податель жалобы полагает, что суды не приняли во внимание изменение с 01.01.2011 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Указанный довод несостоятелен, поскольку приведенные в жалобе изменения не влияют на регулирование спорных отношений в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, вступившего в силу с 01.01.2011.
Несостоятельна ссылка в жалобе на письма Министерства финансов Российской Федерации от 11.05.2011 N 03-07-08/143, от 15.05.2012 N 03-07-15/46.
В силу пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 (далее - Правила), нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. В пункте 19 Правил указано, что федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.
Поскольку письма Министерства финансов Российской Федерации, на которые ссылается Инспекция, не являются нормативными правовыми актами, не проходили государственную регистрацию и официально не публиковались, то они не содержат правовых норм, обязательных для применения участниками налогового обязательства.
Податель жалобы полагает, что Общество, получив от фирмы "FSR Trade GmbH" доверенности, при оказании услуг выполняло обязательства фирмы "FSR Trade GmbH".
Указанный довод подлежит отклонению. Как установил суд первой инстанции, Общество фактически оказывало услуги и осуществляло возмездные операции, обусловленные договором транспортной экспедиции N 1-Э, в своем интересе. Получение Обществом доверенности от фирмы "FSR Trade GmbH" для представления ее интересов в Морском порту, как обоснованно отметил суд первой инстанции, не влияет на квалификацию и оценку правовых последствий исполнения Обществом договора транспортной экспедиции N 1-Э.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для отказа в признании правомерности применения Обществом ставки 0 процентов.
Доводы жалобы фактически направлены на повторную оценку обстоятельств, ранее установленных судами первой и апелляционной инстанций, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
При таком положении кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 29.04.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 по делу N А52-5030/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.