29 ноября 2013 г. |
Дело N А42-3794/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Кадулина А.В., Константинова П.Ю.,
при участии от Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области Коробовой Л.Б. (доверенность от 26.12.2012), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области Коробовой Л.Б. (доверенность от 14.12.2012), от закрытого акционерного общества "Беломорская нефтебаза" Боброва М.Е. (доверенность от 20.09.2013),
рассмотрев 27.11.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.04.2013 (судья Варфоломеев С.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2013 (судьи Масенкова И.В., Ларина Т.С., Старовойтова О.Р.) по делу N А42-3794/2012,
установил:
Реут Николай Николаевич обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области (далее - УФНС) от 08.06.2012 N 220.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УФНС и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области (далее - ИФНС N 1).
Определением от 06.08.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Беломорская нефтебаза", место нахождения: 184030, Мурманская область, город Кандалакша, населенный пункт Белое Море, ОГРН 1025100535822 (далее - ЗАО "Беломорская нефтебаза").
Определением от 05.03.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу города Калуги.
Решением суда первой инстанции от 17.04.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.08.2013, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе УФНС, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение от 17.04.2013 и постановление от 05.08.2013 отменить и в удовлетворении заявления отказать.
В судебном заседании представитель УФНС и ИФНС N 1 поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ЗАО "Беломорская нефтебаза" возражал против её удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением единственного акционера ЗАО "Беломорская нефтебаза" от 10.05.2012 N 1/2012 полномочия генерального директора Яшина Александра Михайловича досрочно прекращены. На должность генерального директора ЗАО "Беломорская нефтебаза" избран Реут Н.Н.
Реут Н.Н. от имени ЗАО "Беломорская нефтебаза" 12.05.2012 обратился в ИФНС N 1 с заявлением по форме Р14001 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о перемене лица, имеющего право действовать без доверенности от имени ЗАО "Беломорская нефтебаза".
Решением от 18.05.2012 N 190 ИФНС N 1 зарегистрировала заявленные изменения и внесла в ЕГРЮЛ запись N 2125102009712, в соответствии с которой генеральным директором ЗАО "Беломорская нефтебаза" указан Реут Н.Н.
Решением УФНС от 08.06.2013 N 220 по жалобе бывшего директора ЗАО "Беломорская нефтебаза" Яшина А.М. решение ИФНС N 1 от 18.05.2012 N 190 отменено, а запись в ЕГРЮЛ N 2125102009712 признана недействительной. УФНС указало, что основанием для отмены послужило ненадлежащее оформление заявления о регистрации изменений, поскольку подпись Реута Н.Н. на нем удостоверена нотариусом при отсутствии таких реквизитов, как должность и наименование юридического лица, что недопустимо формой удостоверительной надписи N 56, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10.04.2002 N 99 "Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах".
УФНС пришло к выводу о том, что ИФНС N 1 следовало на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) отказать в государственной регистрации изменений, заявленных ЗАО "Беломорская нефтебаза".
Считая, что своим решением УФНС нарушило права и законные интересы ЗАО "Беломорская нефтебаза", его генеральный директор Реут Н.Н. обратился с настоящим требованием в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительными.
Согласно статье 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с названным Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ предусмотрен перечень документов, представляемых регистрирующему органу для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в числе которых указано подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. Аналогичные требования предъявляются и к заявлению о государственной регистрации сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица.
В силу пункта 1.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:
а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;
в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Регистрирующий орган не вправе требовать документы, представление которых не предусмотрено Законом N 129-ФЗ.
Пунктом 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
В силу пункта 4.1 указанной статьи регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о представлении заявителем в ИФНС N 1 в соответствии с положениями Закона N 129-ФЗ всех необходимых документов для государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а также к выводу об отсутствии у УФНС законных правовых оснований для отмены решения ИФНС N 1 о регистрации этих изменений.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов только в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию незаконного судебного акта, не допущено.
Поскольку судами на основании представленных сторонами спора доказательств полно и всесторонне проверены все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка, а доводы подателя кассационной жалобы направлены по своей сути на их переоценку, суд кассационной инстанции считает, что основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.04.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2013 по делу N А42-3794/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.