25 сентября 2014 г. |
Дело N А42-6514/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Марьянковой Н.В.,
судей Боголюбовой Е.В., Дмитриева В.В.,
при участии от муниципального унитарного предприятия "Жилищный сервис" муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района Чинько А.И. (доверенность от 27.05.2014 N ГЮ/2014),
рассмотрев 24.09.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилищный сервис" муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.02.2014 (судья Быкова Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2014 (судьи Горбачева О.В., Загараева Л.П., Семиглазов В.А.) по делу N А42-6514/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Экоплан", место нахождения: 184430, Мурманская обл., Печенгский р-он, г. Заполярный, ул. Космонавтов, д. 2а, ОГРН 1115109000049, ИНН 5109004436 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному унитарному предприятию "Жилищный сервис" муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района, 184430, Мурманская обл., Печенгский район, г. Заполярный, Ясный пер, д. 4, ОГРН 1075109000504, ИНН 5109003739 (далее - Предприятие), о взыскании 9 410 742,33 руб. неосновательного обогащения, возникшего в результате получения услуг по размещению (захоронению) твердых бытовых отходов (далее - ТБО) без договора и оплаты за период с ноября 2012 года по октябрь 2013 года.
Решением от 28.02.2014, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2014, иск удовлетворен в полном объеме.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Предприятие считает, что субъектами платы за размещение отходов в силу Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) являются собственники помещений, в то время как Предприятие является управляющей компанией по управлению многоквартирными домами жилищного фонда муниципального образования и осуществляло вывоз твердых бытовых отходов (далее - ТБО), принадлежащих на праве собственности юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в связи с чем у Предприятия отсутствует обязанность по оплате за их размещение.
По мнению подателя жалобы, суды первой и апелляционной инстанций неправомерно произвели расчет объемов ТБО и применили коэффициент их уплотнения, не учли представленные в материалы дела Предприятием договоры на оказание услуг по размещению отходов и справку о численности населения, что повлекло недостоверность произведенных Обществом расчетов.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая, что размер исковых требований за период ноябрь и декабрь 2012 года производился идентично предыдущим месяцам 2012 года и такой расчет был применен при рассмотрении другого дела N А42-5628/2012.
По мнению Общества, с 01.01.2013 Предприятие обязано оплачивать услуги на основании договора, факт заключения которого подтверждается получением им Регламента размещения отходов на городской свалке г. Заполярный и Прейскуранта цен на захоронение отходов.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы кассационной жалобы.
Общество о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части третьей статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 51:03:0060102:77 по договору аренды земельного участка от 08.11.2011 N 31 для использования под городскую свалку, который находится в районе г. Заполярный Печенгского района Мурманской области.
Общество имеет лицензию от 03.04.2012 N 51-0049 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Предприятие осуществляет управление многоквартирными домами в муниципальном образовании "Город Заполярный".
Стороны в период 2012 - 2013 года не урегулировали договорные отношения по приему Обществом от Предприятия на временное складирование ТБО на арендуемом полигоне и последующее их размещение на свалке.
В спорный период ТБО многоквартирных домов, обслуживаемых Предприятием, свозились и выгружались на полигоне Общества.
Стороны 31.05.2012 заключили агентский договор N 950/3-12, по условиям которого Предприятие обязалось совершать действия по организации размещения ТБО, образовавшихся в результате деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на санкционированной свалке г. Заполярный.
Общество, ссылаясь на оказание услуг по размещению (захоронению) ТБО, но их неоплату Предприятием, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требование обоснованным по праву.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При определении размера неосновательного обогащения за период с ноября 2012 по декабрь 2012 года Общество расчет стоимости оказываемых им Предприятию услуг по размещению ТБО на полигоне произвело путем умножения числа жителей г. Запорлярный на среднесуточную норму накопления отходов, установленную Протоколом согласования норм накопления ТБО, и на тариф на захоронение ТБО для населения (125,78 руб./куб.м), установленный постановлением Управления по тарифному регулированию Мурманской области от 01.06.2012 N 27/2 "Об установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса". Среднесуточную норму накопления отходов определило в расчете, исходя из Протокола согласования норм накопления твердых бытовых отходов, установленного Главой администрации муниципального образования городское поселение Заполярный. Количество отходов, образующихся от населения, рассчитывается путем умножения числа проживающих в г. Заполярный на норматив образования отходов для населения.
Количество отходов, образующихся в результате деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Общество определило путем вычитания количества отходов (1870,29 куб. м в месяц), указанного Предприятием в отзыве по делу N А42-5628/2012, предметом которого являлось требование о неосновательном обогащении за период с 20.12.2011 по 31.10.2012, количества отходов (306,49 куб. м), размещенных на полигоне во исполнение договоров на размещение ТБО, заключенных непосредственно с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Между тем Предприятие утверждает, что количество отходов в спорном периоде отличается от предшествующего периода и истец не представил надлежащего расчета принятых ТБО в этот период.
Данный довод не получил должной оценки судов первой и апелляционной инстанций.
Кроме того, ответчик, оспаривая размер исковых требований, сослался на необоснованное применение истцом коэффициента уплотнения при определении размера неосновательного обогащения за период с января по декабрь 2013 года.
Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) закреплены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) ТБО, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (часть 1 статьи 1).
Согласно части 1 пункта 2 статьи 1 Закона N 210-ФЗ тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) ТБО подлежат регулированию.
Пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО относится к регулируемым тарифам.
В соответствии с пунктом 8 указанного постановления тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО формируются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или 1 тонну ТБО. Применение коэффициента уплотнения при установлении данного тарифа действующим законодательством не предусмотрено.
В данном случае постановлением Управления по тарифному регулированию Мурманской области от 01.06.2012 N 27/2 для Общества утвержден тариф на услуги по захоронению ТБО в размере 125,78 руб., который действует с 01.07.2012.
Действующее нормативное регулирование не предусматривает зависимость величины тарифа за складирование 1 куб. м ТБО от соотношения веса к объему и от технических характеристик транспортного средства, доставляющего их на полигон. Следовательно, тариф на утилизацию устанавливается для фактически утилизируемых (захороняемых) ТБО, исходя из их объема, фактически принимаемого на полигон, вне зависимости от их веса.
Поскольку установление тарифов и надбавок осуществляется органами регулирования в соответствии с общими принципами регулирования тарифов и надбавок, предусмотренными Законом N 210-ФЗ, их самостоятельное изменение либо применение иных альтернативных методик расчета платы за услуги по утилизации и захоронению ТБО неправомерно.
Из расчета размера исковых требований (т.д. 2, л. 15-16) видно, что Общество при приеме от Предприятия ТБО на полигон рассчитало размер неосновательного обогащения исходя из объема ТБО, перевозимого транспортными средствами в зависимости от количества ходок, умноженного на объем кузова и коэффициент уплотнения, равный 3,75, то есть сверх действующего тарифа.
Суды первой и апелляционной инстанций при удовлетворении иска в полном объеме не учли данные обстоятельства, поэтому обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует проверить расчет исковых требований как по объему принятых ТБО, так и стоимости оказываемых услуг с учетом требований действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.02.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2014 по делу N А42-6514/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.