24 сентября 2014 г. |
Дело N А26-7951/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И.,
при участии от открытого акционерного общества "Карельский окатыш" Дмитриева А.Н. (доверенность от 02.12.2013), Филимонова К.П. (доверенность от 02.12.2013),
рассмотрев 17.09.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Костомукшского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.01.2014 (судья Погорелов В.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 (судьи Горбик В.М., Полубехина Н.С., Тимухина И.А.) по делу N А26-7951/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Карельский окатыш", место нахождения: 186930, Республика Карелия, г. Костомукша, Звездная ул., д. 52, ОГРН 1021000879316, ИНН 1004001744 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к администрации Костомукшского городского округа, место нахождения: 186931, Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Строителей, д. 5, ОГРН 1021000880779, ИНН 1004002554 (далее - Администрация), о признании недействительной односторонней сделки, оформленной уведомлением от 18.09.2013 N 2676, по изменению условий договора от 14.12.2011 N 91/8 аренды земельного участка площадью 40 897 465 кв.м с кадастровым номером 10:04:0026509:153, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, промышленная площадка Общества.
Решением от 21.01.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.04.2014, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, суды неправильно истолковали положения пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ); расчет арендной платы за спорный земельный участок должен производиться на основании Закона Республики Карелия от 10.06.2013 N 1712-ЗРК "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия" (далее - Закон N 1712-ЗРК); льготный порядок определения арендной платы в размере 2% кадастровой стоимости земельного участка, предусмотренный пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ устанавливается только для земельных участков, на которых расположены такие особые объекты, как линии электропередачи, связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты); на спорном земельном участке названные объекты отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Общества против удовлетворения жалобы возражали.
От Администрации поступило письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя.
В соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежал земельный участок площадью 40 897 465 кв.м с кадастровым номером 10:04:0026509:153, расположенный по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, промышленная площадка Общества, относящийся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (свидетельство о государственной регистрации названного права от 25.11.2011 серии 10-АБ N 443981). Участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании постановления Администрации от 12.12.2011 N 1357 "О передаче в аренду земельного участка ОАО "Карельский окатыш" Администрация (арендодатель) и Общество (арендатор) 14.12.2011 заключили договор N 91/8 (в редакции протокола урегулирования разногласий) аренды земельного участка площадью 40 897 465 кв.м с кадастровым номером 10:04:0026509:153, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, промышленная площадка Общества, сроком с 21.06.2012 по 18.06.2032, для размещения объектов промышленно-хозяйственного назначения.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 19.06.2012.
Земельный участок передан Обществу по акту приема-передачи от 21.12.2011.
Пунктом 3 договора предусмотрено, что размер арендной платы рассчитывается в соответствии с Положением об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением правительства Республики Карелия от 30.06.2008 N 125-П, с учетом изменений, утвержденных постановлением правительства Республики Карелия от 21.04.2009 N 86-П.
Размер арендной платы приведен в приложении N 2 к договору аренды.
Пунктом 6 договора предусмотрено, что изменение размера арендной платы производится при изменении действующего законодательства, в соответствии с нормативно-правовыми актами правительства Республики Карелия, публикуемыми в установленном порядке, но не чаще одного раза в год путем направления арендатору письменного уведомления с приложением расчета.
Уведомлением от 18.09.2013 N 2676 Администрация сообщила Обществу об изменении с 24.06.2013 арендной платы на основании Закона N 1712-ЗРК. Размер арендной платы рассчитан с применением ставки, установленной названным Законом в размере 30% от кадастровой стоимости земельного участка, и составил 74 269 796 руб. 44 коп в месяц.
Общество, считая уведомление об изменении арендной платы незаконным, поскольку размер арендной платы должен производиться из расчета 2% от кадастровой стоимости земельного участка, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды пришли к выводу, что расчет арендной платы, представленный в уведомлении Администрации от 18.09.2013 N 2676, не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Закону N 137-ФЗ и постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), и удовлетворили иск.
Кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ предусмотрено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата; порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести такие земельные участки в собственность.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 названной статьи. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
В силу абзаца четвертого пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с названным пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Подпунктом "д" пункта 3 Постановления N 582 предусмотрено, что в отношении земельных участков, право аренды на которые переоформлено в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, годовая арендная плата не может превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка. Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ. Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с названным пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением их кадастровой стоимости.
Поскольку материалами дела подтверждается факт переоформления Обществом спорного участка в аренду с одновременным прекращением права постоянного (бессрочного) пользования, суды пришли к правильному выводу о том, что размер арендной платы не должен превышать 2% от кадастровой стоимости названного участка, поэтому Администрация неправомерно применила при расчете арендной платы ставку, установленную Законом N 1712-ЗРК, в размере 30% от кадастровой стоимости участка.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суды пришли к обоснованному выводу о том, что односторонняя сделка Администрации по изменению арендной платы не соответствует требованиям законодательства и является недействительной.
Судами первой и апелляционной инстанций дана правовая оценка всем доводам, приведенным Администрацией по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.01.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 по делу N А26-7951/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Костомукшского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.