10 декабря 2013 г. |
Дело N А13-3379/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Асмыковича А.В., Подвального И.О.,
рассмотрев 03.12.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.05.2013 (судья Логинова О.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 (судьи Ралько О.Б., Докшина А.Ю., Тарасова О.А.) по делу N А13-3379/2013,
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, место нахождения: Вологодская область, город Вологда, улица Челюскинцев, дом 3, ОГРН 1043500093889 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества "ВологдаКоксконсульт", место нахождения: 160000, Вологодская область, город Вологда, Комсомольская улица, дом 55, квартира 515, ОГРН 1023500875485 (далее - Общество), к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 21.05.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.07.2013, в удовлетворении заявленного требования Управлению отказано.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 21.05.2013 и постановление от 31.07.2013 и привлечь Общество к административной ответственности.
С учетом положений части 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и санкции части 2 статьи 14.1 КоАП РФ жалоба Управления подлежит рассмотрению в кассационном порядке.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления от 25.01.2013 N 3-Р в период с 26.02.2013 по 05.03.2013 была проведена плановая выездная проверка соблюдения Обществом законодательства Российской Федерации в области геодезии и картографии. По результатам проверки составлен акт от 05.03.2013 N 3.
В ходе проверки установлено, что Общество выполняет проектно-изыскательские работы в соответствии с заключенными договорами. При выполнении работ по 11 договорам Обществом использовались пункты государственной геодезической сети (пункты полигонометрии). Между тем Общество не обращалось в Управление за получением разрешения для использования материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда (далее - ФКГФ), чем нарушило пункт 2.5 Инструкции о порядке предоставления в пользование и использования материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда, утвержденной приказом Роскартографии от 05.08.2002 N 114-пр (далее - Инструкция N 114-пр).
По данному факту Управлением в отношении Общества составлен протокол от 06.03.2013 N 1 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В порядке статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Управление сделало вывод, что Общество, не имея специального разрешения, при выполнении проектно-изыскательских работ использовало сведения (геодезические данные пунктов государственной геодезической сети), являющиеся частью ФКГФ, что свидетельствует о наличии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Пунктом 2.5 Инструкции N 114-пр установлено, что предоставление в пользование материалов и данных ФКГФ осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами государственного геодезического надзора.
Инструкция N 114-пр устанавливает порядок предоставления в пользование и использование материалов и данных ФКГФ и не является нормативным правовым актом, определяющим виды предпринимательской деятельности, для осуществления которых требуется получение специального разрешения (лицензии).
Судами установлен и заявителем не оспаривается факт использования материалов и данных ФКГФ в виде координат пунктов государственной геодезической сети при исполнении договоров на выполнение инженерно-геодезических работ без получения разрешения, предусмотренного пунктом 2.5 Инструкции N 114-пр.
Однако объективная сторона административного правонарушения по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ заключается именно в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) при установленной в Федеральном законе от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) обязанности получить такое разрешение, а не в незаконном использовании в своей предпринимательской деятельности каких-либо сведений (информации).
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Законом N 99-ФЗ.
В статье 12 Закона N 99-ФЗ указан перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
На основании пункта 42 статьи 12 Закона N 99 лицензированию подлежат геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства).
Перечень геодезических и картографических работ федерального назначения содержится в пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
Из содержания статьи 3 упомянутого Закона геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах не относятся к геодезическим работам федерального назначения, а относятся к геодезическим работам специального (отраслевого) назначения, необходимость проведения которых определяется потребностями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отдельных отраслей, граждан и юридических лиц.
Таким образом, с момента вступления в силу Закона N 99-ФЗ лицензирование деятельности по осуществлению геодезических работ специального (отраслевого) назначения не предусмотрено.
Судами с учетом анализа результатов проведенной Управлением проверки сделан правильный вывод о том, что вмененное Обществу нарушение не содержит признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали Управлению в удовлетворении заявления о привлечении Общества к административной ответственности.
Дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.05.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 по делу N А13-3379/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Е. Бурматова |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.