12 декабря 2013 г. |
Дело N А56-16710/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Журавлевой О.Р., Корабухиной Л.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Монтажстрой" Барановой Н.В. (доверенность от 27.12.2012),
рассмотрев 10.12.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2013 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2013 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-16710/2013,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Монтажстрой" (место нахождения: 194214, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 94, корп. 2, лит. А; ОГРН 1089847234377; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт-Петербурга (место нахождения: 194214, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 73; ОГРН 1027801577550; далее - Управление) о признании незаконными и отмене решения от 28.12.2012 N 06/167-3-12 и требования от 22.01.2013 N 06/167-3-12.
Решением суда первой инстанции от 29.05.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.08.2013, заявленные требования частично удовлетворены. Оспариваемые ненормативные акты Управления признаны недействительными в части взыскания штрафа за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в сумме, превышающей 5 000 руб. С Управления в пользу Общества взыскано 2 000 руб. судебных расходов. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление и отказать Обществу в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, Управлением в полном объеме соблюдены предусмотренные законодательством Российской Федерации порядок и сроки привлечения страхователя к ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представители Управления, в установленном порядке извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Общества отклонил доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, по результатам рассмотрения акта камеральной проверки от 19.11.2012 N 06/167-3-12, возражений Общества на акт Управлением вынесено решение от 28.12.2012 N 06/167-3-12, которым установлено нарушение заявителем сроков представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. При установленной законодательством дате окончания приема сведений 15.11.2012 фактическая дата приема сведений - 16.11.2012. В решении Управления указано, что смягчающие ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах обстоятельства не выявлены.
Указанным решением Общество привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде взыскания штрафа в размере 45 290 руб. 74 коп. за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании данного решения Управлением выставлено требование от 22.01.2013 N 06/167-3-12 об уплате штрафа в размере 45 290 руб. 74 коп. в срок до 14.02.2013.
Общество, считая, что с его стороны не было допущено пренебрежительного отношения к установленным правовым требованиям и предписаниям, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, частично удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовались следующим.
Согласно статье 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица. В статьях 5 и 6 названного Закона установлено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации.
В соответствии со статьей 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) контроль за правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а также сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ указанные в данном пункте сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) и о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц страхователь представляет ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
В силу статьи 14 Закона N 167-ФЗ, статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны в установленный срок представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения и документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Факт предоставления Обществом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, с нарушением установленного срока установлен судами, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.
Частью 4 пункта 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным законом.
Согласно части 4 пункта 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются, в том числе, иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
В силу пункта 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Из указанных норм следует, что орган контроля за уплатой страховых взносов при рассмотрении материалов проверки о правонарушении и определении размера штрафа должен выявлять и учитывать смягчающие ответственность страхователя обстоятельства в силу прямого указания закона.
В данном случае из оспариваемого решения Управления не усматривается, что при его вынесении Управлением устанавливались обстоятельства, смягчающие ответственность Общества за совершение правонарушения, хотя в возражениях на акт камеральной проверки страхователь ссылался на наличие смягчающих ответственность обстоятельств и просил их учесть при наложении штрафа (листы дела 22-24).
Суды при рассмотрении дела установили наличие смягчающих ответственность страхователя обстоятельств, которые подлежали учету Управлением при наложении штрафа. Общество впервые совершило нарушение законодательства о страховых взносах, просрочка в представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета в один день не причинила существенного ущерба публичным интересам, заявитель не имеет задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Установив наличие смягчающих ответственность обстоятельств, суды правомерно снизили размер штрафа, наложенного на Общество Управлением.
Поскольку суды полно и объективно исследовали все обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права ими не допущено, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, в силу чего кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2013 по делу N А56-16710/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт- Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.