17 декабря 2013 г. |
Дело N А56-53699/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Константинова П.Ю., Самсоновой Л.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Лукшина А.А. (доверенность от 17.10.2012) и Сироткина Д.А. (доверенность от 17.10.2012),
рассмотрев 10.12.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Российские железные дороги" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 по делу N А56-53699/2012 (судьи Фокина Е.А., Есипова О.И., Зотеева Л.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная улица, дом 2, ОГРН 1037739877295 (далее - ОАО "РЖД", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) от 01.06.2012 N 07-44-04/234 (далее - Предписание от 01.06.2012).
Решением суда первой инстанции от 26.02.2013 (судья Королева Т.В.) заявленное Обществом требование удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 30.07.2013 решение отменено в части признания недействительным Предписания от 01.06.2012, которым ОАО "РЖД" предписано устранить нарушения, указанные в пунктах 2.4., 2.5, 2.6, 2.7, 2.8 и 2.9. В удовлетворении заявленного Обществом требования в указанной части отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" считает, что выводы апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем просит ее постановление отменить, а решение суда первой инстанции оставить в силе.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу Общества без - удовлетворения.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Управлением на основании распоряжения от 05.05.2012 N 340-р проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности в отношении объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) - железнодорожной станции Титан Мурманского центра организации работы железнодорожных станций Октябрьской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" (далее - станция Титан).
По результатам проверки 01.06.2012 составлен акт N 07-46-04/283 и Обществу выдано предписание N 07-44-04/234.
ОАО "РЖД" предписано в срок до 01.03.2013, устранить следующие нарушения:
- назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности на железнодорожной станции Титан, как объекта транспортной инфраструктуры;
- осуществить специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации;
- провести проверку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ);
- установить конфигурацию и границы железнодорожной станции Титан как объекта ОТИ, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается (то есть зону свободного доступа);
- установить конфигурацию и границы территории или части (наземной, подземной) железнодорожной станции Титан, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты (то есть зону транспортной безопасности);
- установить конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности железнодорожной станции Титан допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (то есть перевозочный сектор зоны транспортной безопасности);
- установить конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности железнодорожной станции Титан, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (то есть технологический сектор зоны транспортной безопасности);
- установить в целях обеспечения транспортной безопасности схему размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или ее секторов, критических элементов, а также зоны свободного доступа железнодорожной станции Титан;
- разработать, утвердить и реализовать план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Титан, как объекта транспортной инфраструктуры.
Не согласившись с законностью выданного предписания, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что на момент вынесения Предписания от 01.06.2012 обязанность по разработке и реализации плана обеспечения транспортной безопасности для общества не наступила. В связи с этим предписание Управления признала недействительным.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Предписание от 01.06.2012 не нарушает законные права и интересы общества и факт вынесения данного предписания до наступления срока разработки и реализации плана обеспечения транспортной безопасности не является достаточным основанием для признания его в указанной части недействительным, в связи с чем отменила решение суда первой инстанции в указанной части.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, пришла к следующему.
В соответствии со статьей 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 1).
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Обязанность субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 12 Закона N 16-ФЗ.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43 (далее - Требования N 43).
Пунктом 5.25 Требований N 43 по обеспечению транспортной безопасности предусмотрена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности установить:
- конфигурацию и границы территории ОТИ или ТС, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается (далее - зона свободного доступа ОТИ или ТС) (пункт 5.25.1);
- конфигурацию и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ или ТС, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) (далее - зона транспортной безопасности), а также критических элементов ОТИ или ТС (пункт 5.25.2);
- конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - перевозочный сектор зоны транспортной безопасности) (пункт 5.25.3);
- конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - технологический сектор зоны транспортной безопасности) (пункт 5.25.4);
- схему размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или ее секторов, критических элементов ОТИ или ТС, а также зоны свободного доступа ОТИ (пункт 5.25.5).
В силу пункта 5.8 Требований N 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости этих объектов транспортной инфраструктуры.
Приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 N 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Порядок N 34), согласно которому система мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции определяется Планом, разрабатываемым на основании результатов оценки уязвимости.
В силу пункта 4 Порядка N 34 План оформляется в виде текстового документа с графическими план-схемами, являющимися составной и неотъемлемой его частью. В нем отражаются сведения, в частности о границах части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства, проход в которую осуществляется через специально оборудованные места на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств (далее - зона транспортной безопасности) (подпункт 4); строениях, помещениях, конструктивных, технологических и технических элементах объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства и их границ) (подпункт 5); о порядке допуска физических лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности (пропускной режим), о порядке передвижения физических лиц и транспортных средств в зоне транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности (внутриобъектовый режим) (подпункт 6); о местах размещения и составе конструкций объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, заборы, шлюзы и т.д.), предназначенных для воспрепятствования несанкционированному проникновению лица (группы лиц), пытающегося совершить акт незаконного вмешательства в зону транспортной безопасности, в том числе с использованием транспортного средства (далее - инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности) (подпункт 8); о мероприятиях по обнаружению лиц, которым запрещено пребывание в зоне транспортной безопасности, обследованию людей, транспортных средств, груза, багажа, ручной клади и личных вещей в целях обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, которые запрещены для перемещения в зону транспортной безопасности в связи с возможностью их использования в целях совершения акта незаконного вмешательства (далее - досмотр) (подпункт 9); о местах размещения и оснащенности, специально оборудованных мест на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств в зону транспортной безопасности (далее - контрольно-пропускные пункты) (подпункт 13); о порядке выдачи документов, дающих основание для прохода (проезда) на объект транспортной инфраструктуры, в/на критический элемент объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства и их границ, а также идентификации личности по ним (подпункт 14); о порядке прохода, проезда лиц, транспортных средств в зону транспортной безопасности, в/на критический элемент объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства через контрольно-пропускной пункт (подпункт 15).
Приведенные положения указывают на реализацию пунктов Требований N 43, нарушение которых вменено заявителю, именно в Плане.
Кроме того, на момент выдачи предписания у ОАО "РЖД" не истекли сроки для разработки, утверждения и реализации Плана. В связи с чем, законные основания для выдачи предписания в данной части у Управления отсутствовали. Соответствующая часть постановления апелляционной инстанции подлежит отмене, с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
ОАО "РЖД" за рассмотрение кассационной жалобы по платежному поручению от 23.09.2013 N 93638 уплачена госпошлина в сумме 2000 руб.
Излишне уплаченная госпошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета. Судебные расходы в сумме 1000 руб. с учетом частичного удовлетворения жалобы подлежат отнесению на Управление.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 по делу N А56-53699/2012 отменить в части отказа в удовлетворении требований открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о признании незаконным предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 01.06.2012 N 07-44-04/234 в части требований об устранении нарушений, указанных в его пунктах 2.4 - 2.9.
В указанной части оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2013.
В остальной части постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 оставить без изменения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Малая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1000 руб., перечисленную по платежному поручению от 23.09.2013 N 93638.
Взыскать с Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Малая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, судебные расходы по госпошлине в сумме 1000 руб. за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.