24 декабря 2013 г. |
Дело N А56-46929/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Константинова П.Ю.,
при участии от открытого акционерного общества "Северо-Западное пароходство" Рычковой Е.Ф. (доверенность от 02.07.2012) и от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу Майорова Ю.А. (доверенность от 13.05.2013 N 01-19/3936),
рассмотрев 17.12.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10.2012 (судья Соколова Н.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 (судьи Фокина Е.А., Савицкая И.Г., Шульга Л.А.) по делу N А56-46929/2012,
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западное пароходство", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Большая Морская улица, дом 37, ОГРН 1027810228456 (далее - ОАО "СЗП", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (уточненным в ходе судебного разбирательства) к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу (далее - Департамент) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе возврата излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за I, II, III и IV кварталы 2009 и 2010 годов и за I и II кварталы 2011 года в размере 36 797 руб. 37 коп.; а также об обязании Департамент принять решение о возврате указанной суммы и процентов, начисленных в порядке пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) на излишне уплаченную сумму.
Решением суда первой инстанции от 17.10.2012 требования ОАО "СЗП" удовлетворены частично. Действия Департамента, выразившиеся в отказе возврата Обществу излишне внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов производства и потребления) признаны незаконными. Суд обязал Департамент произвести действия, направленные на возврат ОАО "СЗП" ошибочно внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 25 277 руб. 86 коп.
В удовлетворении остальной части Обществу отказано.
Апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В отзыве на кассационную жалобу Общество считает, что принятые по делу судебные акты законны и обоснованны, поэтому основания для их отмены отсутствуют.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель ОАО "СЗП" возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество за период с I-го квартала 2009 года по II - й квартал 2011 года перечислило платежи за негативное воздействие на окружающую среду в общей сумме 36 797 руб. 37 коп.
Общество 21.03.2012 и 09.06.2010 обращалось в Департамент с заявлениями о возврате излишне перечисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с тем, что оно не осуществляло деятельность по размещению отходов и их захоронению.
Письмом от 19.04.2012 Департамент отказал ОАО "СЗП" в возврате излишне перечисленных платежей за негативное воздействие на окружающую среду, что явилось основанием для его обращения в суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции, удовлетворяя заявление частично, исходили из того, что у Департамента отсутствовали основания для отказа в возврате излишне перечисленных платежей за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку Общество не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), следовательно, уплаченные им платежи являются излишне уплаченными.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Согласно пункту 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 26.01.1993, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
На основании анализа указанных нормативных актов судебные инстанции пришли к правильному выводу, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Закон N 89-ФЗ определяет хранение отходов как содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов как изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, который ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/08 и от 12.07.2011 N 1752/11.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в спорные периоды между ОАО "СЗП" и отрытым акционерным обществом "Автопарк N 1 Спецтранс" 01.01.2009 был заключен договор N 505 на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов.
Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сделали правильный вывод о том, что Общество не занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ.
Факт внесения ОАО "СЗП" платежей за негативное воздействие на окружающую среду в размере 25 277 руб. 86 коп. подтвержден представленными в материалы дела платежными поручениями.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 полномочия по надзору в сфере природопользования переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.02.2012 N 64 на территории Санкт-Петербурга администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду является Департамент.
В силу пункта 3 части 2 статьи 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Главой 2 Раздела II Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н, установлено, что администрирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, относящихся к периоду исполнения функций администрирования по доходному источнику иным органом государственной власти Российской Федерации, осуществляется вновь утвержденным главным администратором (администратором) доходов бюджета, в том числе в части возврата плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм по соответствующим кодам классификации доходов бюджетов, действовавшим в период осуществления полномочий.
Судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что именно Департамент, на который возложены полномочия по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду, обязан производить действия по возврату Обществу излишне перечисленных платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно удовлетворили заявление ОАО "СЗП" признав незаконными действия Департамента, выразившиеся в отказе возврата ОАО "СЗП" излишне уплаченных сумм за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов производства и потребления) и обязав Департамент возвратить излишне уплаченные платежи в сумме 25 277 руб. 86 коп.
Кассационная инстанция считает, что фактические обстоятельства установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для иной оценки доказательств, отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 по делу N А56-46929/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.