24 декабря 2013 г. |
Дело N А56-13966/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу Харчева В.Е. (доверенность от 05.06.2013 б/н), от общества с ограниченной ответственностью "БалтКомТорг" Мелкова Г.С. (доверенность от 17.10.2013 б/н),
рассмотрев 23.12.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2013 (судья Саргин А.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Сомова Е.А.) по делу N А56-13966/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "БалтКомТорг", место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 20, лит. А, ОГРН 1097847174963 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 47, лит. А, ОГРН 1047843000523 (далее - Инспекция), выразившегося в ненаправлении в порядке статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу (далее - УФК по СПб) поручения о перечислении на расчетный счет Общества налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за II квартал 2012 года в сумме 19 894 084 руб., и об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем направления в УФК по СПб поручения на возврат на расчетный счет Общества из бюджета НДС за II квартал 2012 в размере 19 894 084 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2013, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013, требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт - об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает, что им предприняты все действия, направленные на возмещение Обществу НДС из бюджета в порядке статьи 176 НК РФ, поскольку Инспекция приняла решение о возврате сумм НДС, а изъятие файлов с заявками на возврат находится вне пределов влияния Инспекции и не свидетельствует о несовершении Инспекцией действий по возврату НДС, в связи с чем оснований для удовлетворения требований Общества у судов не имелось.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения, полагая принятые судами первой и апелляционной инстанций судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленной Обществом налоговой декларации по НДС за II квартал 2012 года Инспекцией было принято решение от 31.10.2012 N 499 о возмещении НДС в сумме 19 894 084 руб.
Общество обратилось в Инспекцию с заявлением от 24.10.2013 N 16 о возмещении НДС за II квартал 2012 года в размере 19 894 084 руб. путем перечисления денежных средств на расчетный счет Общества.
Из материалов дела также следует, что Инспекцией были вынесены решения от 31.10.2012 N 7840005140 о возврате Обществу НДС за II квартал 2012 в сумме 19 891 052 руб. 79 коп., N 7840005139 о зачете НДС в сумме 2000 руб.), N 7840005138 о зачете НДС в сумме 900 руб., N 7840005137 о зачете НДС в сумме 28 руб. 09 коп., N 7840005136 о зачете НДС в сумме 100 руб. и N 7840005135 о зачете НДС в сумме 3 руб. 12 коп.
Судами также установлено, что 12.11.2012 старшим следователем СУ УМВД по Центральному району Санкт-Петербурга было вынесено постановление о производстве выемки в филиале федерального казенного учреждения "Налог-Сервис" (далее - ФКУ "Налог-Сервис") Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу файлов, содержащих заявки на возврат и зачет НДС, всего на возврат 19 894 084 руб., подлежащих перечислению в пользу Общества, в связи с тем, что неустановленным лицом преступным путем получено право на использование данных денежных средств, и составлен протокол от 13.11.2012 выемки указанной электронной документации.
В связи с тем, что Инспекцией возмещение НДС произведено не было, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования Общества, указали, что постановление следственных органов о производстве выемки не отменяет обязанности Инспекции произвести возврат налога на основании вынесенного ею же решения о возврате.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями названной статьи.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ.
В силу пункта 2 статьи 176 НК РФ по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 3 статьи 176 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 НК РФ.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно с этим решением принимается: решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению; решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению; решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.
В соответствии с пунктом 6 статьи 176 НК РФ при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных названным Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам.
В силу пункта 7 статьи 176 НК РФ решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
Согласно пункту 8 статьи 176 НК РФ поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.
Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
В соответствии с пунктом 9 статьи 176 НК РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Как установлено судами, на основании решения Инспекции от 31.10.2012 о возмещении НДС были вынесены решения N 7840005140, 7840005139, 7840005138, 7840005137, 7840005136 и 7840005135 о возврате (зачете) НДС в общей сумме 19 894 084 руб., которые были направлены Инспекцией в УФК по СПб по телекоммуникационным каналам связи в виде документов "Заявка на возврат", находящихся в файлах 14528С6АZVB и 14528D6Y.UNB. Извещениями от 31.10.2012 Инспекция уведомила Общество о принятых решениях о возврате сумм НДС за II квартал 2012 года.
Вместе с тем суды, оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установили, что поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, Инспекцией в территориальный орган Федерального казначейства не направлялось.
Фактический возврат НДС на расчетный счет Общества, равно как и зачет, произведен не был.
Кассационная инстанция считает, что ссылка налогового органа на то обстоятельство, что СУ УМВД России по Центральному району Санкт-Петербурга было вынесено постановление о производстве выемки в ФКУ "Налог-Сервис" файла, в котором находилась заявка на возврат НДС в сумме 19 894 084 руб., правомерно отклонена судами, поскольку решение Инспекции о возврате НДС не отменено и не изменено, а поэтому подлежало исполнению в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Как указывалось выше, действующее налоговое законодательство обязывает налоговые органы направить в орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы налога на следующий день после принятия налоговым органом решения о возврате.
Суды обоснованно отклонили ссылку Инспекции на регламент взаимодействия между налоговыми органами при осуществлении обмена с УФК по Санкт-Петербургу, предусматривающий направление файлов в органы Федерального казначейства для исполнения через межрайонные инспекции по централизованной обработке данных, поскольку указанный документ не является законодательством о налогах и сборах, а относится к внутренним документам налоговых органов и его положения не могут влиять на порядок возврата НДС, установленный статьей 176 НК РФ.
Ошибочна позиция Инспекции о том, что формирование файла, в дальнейшем изъятого следственными органами, свидетельствует об исполнении налоговым органом обязанности по возврату налога в соответствии со статьей 176 НК РФ.
Надлежащее исполнение обязанности по возврату налога предполагает не просто оформление налоговым органом поручения на возврат налога, а своевременное направление такого поручения в орган Федерального казначейства, что в рассматриваемом случае Инспекцией совершено не было.
Каких-либо решений об отмене или приостановлении исполнения решений о возврате НДС ни налоговым органом, ни следственными органами не принималось.
Выемка следственными органами документа (файла) не является основанием для неисполнения налоговым органом собственного решения в нарушение требования закона и прав налогоплательщика.
Поскольку возврат НДС в порядке, установленном статьей 176 НК РФ, не осуществлен, а именно Инспекцией принято только решение о возврате, но не направлено в соответствии с требованиями статьи 176 НК РФ в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат, суды правомерно пришли к выводу о том, что Инспекцией было допущено неправомерное бездействие, выразившееся в невозврате Обществу суммы НДС, заявленной к возмещению за II квартал 2012 года, и удовлетворили требования налогоплательщика об обязании Инспекции возвратить НДС в размере 19 894 084 руб.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем у кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьями 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013 по делу N А56-13966/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2013 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013 по делу
N А56-13966/2013, принятое определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.11.2013 года.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.