24 декабря 2013 г. |
Дело N А56-6491/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Константинова П.Ю.,
при участии от образовательного учреждения среднего профессионального образования "Санкт-Петербургская банковская школа (колледж) Центрального банка Российской Федерации" Михайловской Е.Г. (доверенность от 12.12.2012), Артемьева Б.Ю. (доверенность от 03.09.2013) и Боткина П.А. (доверенность от 30.01.2013), от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу Стрекалова А.С. (доверенность от 30.11.2012 N 162-11-19),
рассмотрев 17.12.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу отдела надзорной деятельности Адмиралтейского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2013 (судья Боровлев Д.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2013 (судьи Шульга Л.А., Есипова О.И., Семенова А.Б.) по делу N А56-6491/2013,
установил:
Образовательное учреждение среднего профессионального образования "Санкт-Петербургская банковская школа (колледж) Центрального банка Российской Федерации", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 123, литера "А", ОГРН 1037851038092 (далее - Колледж), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности Адмиралтейского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу, место нахождения: Санкт-Петербург, 9-я Красноармейская улица, дом 10, литера "б" (далее - ОНД), от 23.11.2012 N 2-8-833/1/1 в части пунктов 7, 8, 9, 14, 15, 17, 19 и 20 (далее - Предписание).
Решением суда первой инстанции от 31.05.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.09.2013, заявленные требования Колледжа удовлетворены в полном объеме.
ОНД в кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, Колледжу в удовлетворении заявления отказать. По мнению подателя жалобы, судами сделан ошибочный вывод о не применимости к спорным правоотношениям требований разделов 6, 7 и 8 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*). В отношении устранения обжалуемых нарушений, содержащихся в пунктах 17, 19 и 20 Предписания, ГУ МЧС полагает, что они (нарушения, относящиеся к системе вентиляции) не требуют проведения работ капитального характера, а "устраняются путем дооборудования существующих вентиляционных воздуховодов противопожарными клапанами". Кроме того, все предъявляемые Предписанием требования соответствуют нормативным положениям, действовавшим на момент строительства спорного здания (пункты 33, 38, пункт 22 таблицы 1, пункты 100, 87, 88, таблица 18 "Противопожарных норм строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест" Н102-54).
Отзыв на кассационную жалобу Колледжем не представлен.
В судебном заседании представитель ОНД поддержал кассационную жалобу, ссылаясь на доводы, изложенные в ней. Представители Колледжа возражали против удовлетворения жалобы, считают решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, по результатам проведения внеплановой выездной проверки исполнения выданного Колледжу предписания от 11.10.2011 N 2-8-505/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, ОНД установил неисполнение в срок до 01.10.2012 его пунктов 5 - 9, 12, 15, 17 - 21, 23 - 25, 28, 30 - 33, 36, 37, в связи с чем, заявителю было выдано спорное Предписание.
В данном Предписании Колледжу предложено в срок до 30.11.2013 устранить нарушения требований пожарной безопасности, в том числе в здании по адресу: Санкт-Петербург, Набережная канала Грибоедова, дом 123, литера "А", среди которых:
- не допускать на путях эвакуации устройство частично криволинейной в плане лестницы, а также забежных ступеней (парадная лестница - лестничная клетка N 2) - пункт 6.28 СНиП 21-01-97* (пункт 7 Предписания);
- оградить лестницу для сообщения между цокольным и первым этажом противопожарными перегородками первого типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре, где гардероб и столовая - пункт 7.23 СНиП 21-01-97* (пункт 8 Предписания);
- не допускать необособленного выхода из цокольного этажа (где столовая) в лестничную клетку (N 5) наземной части здания - пункт 6.9 СНиП 21-01-97* (пункт 9 Предписания);
- соблюдать минимальные противопожарные расстояния между зданием колледжа и зданием ремонтного блока, а также между жилым зданием и гаражом во дворе здания - пункт 7.27 СНиП 21-01-97*, таблица 1, приложение 1 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (далее - СНиП 2.07.01-89; пункт 14 Предписания);
- предусмотреть внутренний противопожарный водопровод в здании размерами 52,7 м (а) х 14,1 м (d) х 15,28 м (h), объемом свыше 5 000 мi - пункт 4 таблицы 1 пункта 6.1 СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 04.10.1985 N 189 (далее - СНиП 2.04.01-85; пункт 15 Предписания);
- предусмотреть автоматическое огнепредупреждение устройства в местах пересечения противопожарных преград вентиляционными каналами, предотвращающие распространение продуктов горения (чердак) - пункт 7.21 СНиП 21-01-97* (пункт 17 Предписания);
- предусмотреть предел огнестойкости EI-30 транзитного воздуховода, проходящего из вентиляционной камеры N 2 через чердачное помещение в помещении 4-го этажа в прокладываемой части через чердак - пункт 7.11.8 СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование" (приняты и введены в действие постановлением Госстроя РФ от 26.06.2003 N 115; далее - СНиП 41-01-2003) (пункт 19 Предписания);
- предусмотреть автоматические огнепреграждающие устройства, предотвращающие распространение продуктов горения в местах пресечения этим воздуховодом противопожарных преград (межэтажного перекрытия и перегородки вентиляционной камеры N 2) - пункт 7.21 СНиП 21-01-97* (пункт 20 Предписания).
Колледж не согласился с Предписанием в части сроков устранения указанных нарушений и обжаловал его в судебном порядке.
Суд первой инстанции сделал вывод о неприменимости к спорным правоотношениям СНиП 21-01-97* и о неисполнимости оспариваемых пунктов Предписания в установленные административным органом сроки, в связи с чем, удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, коллегия находит судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Закона N 69-ФЗ).
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Закона N 123-ФЗ).
Согласно статье 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (часть 2). К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (часть 3).
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ (действующей в спорный период) в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 названного закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений данного Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
СНиП 21-01-97* введены в действие с 01.01.1998, изданы Минстроем России в пределах его полномочий и опубликованы правопреемником Минстроя России - Госстроем России в издательстве ГУП ЦПП в 1999 году в качестве нормативного документа в строительстве, размещены в информационно-правовых системах "КонсультантПлюс" и "Гарант".
Решением Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) от 10.09.2013 N АКПИ13-662, оставленным без изменения определением ВС РФ от 28.11.2013 N АПЛ13-507, в удовлетворении заявления о признании недействующими государственных строительных норм и правил СНиП 21-01-97* отказано, данные правила признаны подлежащими применению в нормативном единстве с Законом N 123-ФЗ.
СНиП 21-01-97* в п. 1.1 устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. Следовательно, требования данного СНиП подлежат выполнению не только в ходе строительства помещений, зданий, но и в процессе их эксплуатации.
В связи с чем вывод судов о неприменимости СНиП 21-01-97* к спорному объекту является ошибочным.
Нарушение Колледжем требований пожарной безопасности, вмененных оспариваемыми пунктами Предписания, не отрицаются им и подтверждаются материалами дела.
Выводы судов о неисполнимости Предписания кассационная инстанция находит недостаточно обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Закона N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Под государственным пожарным надзором в соответствии с той же статьей понимается осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.
В силу статьи 6 Закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
С 01.08.2011 Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" дополнил Закон N 69-ФЗ статьей 6.1 "Особенности организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора".
Согласно абзацам 1 и 2 статьи 6.1 Закона N 69-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей. Предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью, граждан, вреда животным, растениями, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения вреда.
Исходя из положений части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностное лицо административного органа, проводившее проверку, обязано выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; принять меры по контролю за устранением выявленных правонарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда кому-либо.
Основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (пункт 1 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ). Аналогичные нормативные положения закреплены в пункте 1 абзаца 5 статьи 6.1 Закона N 69-ФЗ, и в подпункте 1 пункта 47 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.06.2012 N 375 (далее - Регламент).
В пункте 59 Регламента, установлено, что сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются должностным лицом органа ГПН с учетом характера нарушения, а также исходя из организационных и технических условий, влияющих на их устранение.
Суды указали, что "согласно техническому заключению специализированной организации, по результатам обследования основных несущих конструкций и инженерных сетей здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, набережная Канала Грибоедова, дом 123, требования Предписания, указанные в пунктах 7, 8, 9, 14, 15, 17, 19 и 20 могут быть выполнены только при проведении реконструкции, или капитальном ремонте здания. При этом, согласно информационному письму общества с ограниченной ответственностью "НТ-Проект" от 23.01.2013 для выполнения капитального ремонта (реконструкции) здания требуется несколько этапов: обследование технического состояния здания; разработка проектно-сметной документации; согласование проектно-сметной документации; выполнение строительно-монтажных работ и сдача объекта в эксплуатацию. Совокупный срок проведения указанных мероприятий составляет минимум 2 года и 1 месяц".
Между тем, в материалах дела отсутствует указанное информационное письмо. Имеющееся в деле техническое заключение (том дела 1, листы с 46 по 65) указанного судами вывода не содержит.
В свою очередь спорные нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе внеплановой выездной проверки аналогичны нарушениям, содержащимся в пунктах 15, 17, 18, 24, 25, 30, 32 и 33 ранее выданного предписания от 11.10.2011 со сроком исполнения до 30.09.2012.
Из приведенных выше нормативных положений следует, что установление срока устранения нарушений требований пожарной безопасности, является исключительной дискрецией контролирующего органа. Данный срок законом не ограничен. Предоставленный в оспариваемом Предписании годичный срок для устранения выявленных нарушений является разумным и определен с учетом сложившихся обыкновений.
При таких обстоятельствах Предписание в обжалуемой части соответствует закону и не нарушает прав заявителя, в связи с чем у судов не имелось оснований для признания его недействительным.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2013 по делу N А56-6491/2013 отменить.
В удовлетворении заявления Образовательного учреждения среднего профессионального образования "Санкт-Петербургская банковская школа (колледж) Центрального банка Российской Федерации" отказать.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.