27 декабря 2013 г. |
Дело N А56-20801/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Асмыковича А.В. и Бурматовой Г.Е.,
при участии от Администрации муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Козловой Е.А. (доверенность от 09.01.2013 N 04.4.15/08), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Трифоновой А.В. (доверенность от 13.11.2013 N 05/4322),
рассмотрев 23.12.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.05.2013 (судья Рогова Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013 (судьи Борисова Г.В., Есипова О.И., Лопато И.Б.) по делу N А56-20801/2013,
установил:
Администрация муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района (место нахождения: 187110, Ленинградская область, город Кириши, Советская улица, дом 20, ОГРН 1054701380337; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 3, ОГРН 1089847323026; далее - Управление) от 20.03.2013 по делу N 905-05-А/12 о нарушении заявителем части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.05.2013, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций части 3 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Администрации возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что Управление провело плановую выездную проверку соблюдения требований антимонопольного законодательства муниципальным предприятием "Жилищное хозяйство" муниципального образования "Киришское городское поселение Киришского муниципального района" (далее - МП "Жилищное хозяйство"). Согласно Уставу названного предприятия, оно создано на основании постановления главы администрации муниципального образования "Киришский район" от 09.07.1998 N 221, собственником имущества и учредителем является муниципальное образование Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области.
В ходе проверки антимонопольный орган установил, что распоряжениями от 07.10.2010 N 1003-р, от 28.12.2010 N 1334-р, от 04.05.2011 N 380-р и постановлением от 27.11.2011 N 235 Администрация утвердила перечень цен на платные услуги по установке счетчиков холодного и горячего водоснабжения, предоставляемые МП "Жилищное хозяйство".
Кроме того, распоряжением от 04.05.2011 N 382-р Администрация утвердила перечень цен на платные услуги по установке и обслуживанию счетчиков холодного и горячего водоснабжения, предоставляемые муниципальным предприятием "Управление водопроводно-канализационное хозяйство муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района" (далее - МП "УВКХ"). Учредителем названного хозяйствующего субъекта также является муниципальное образование Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области.
Решением Управления от 20.03.2013 по делу N 905-05-А/12 действия Администрации по изданию распорядительных актов, устанавливающих цены на конкурентный вид хозяйственной деятельности, осуществляемый МП "Жилищное хозяйство" и МП "УВКХ", признаны нарушением требований части 3 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
На основании решения Администрации выдано предписание от 20.03.2013 о совершении действий, направленных на прекращение совмещения функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта.
Администрация оспорила решение и предписание Управления в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования, сделав вывод о недоказанности антимонопольным органом в действиях заявителя признаков противоправного поведения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения установлены в статье 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), в силу пунктов 1, 3 и 4 части 1 которого в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов; создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа; установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
При этом в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (пункт 6 части 10 статьи 35 Закона N 131-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, что Советом депутатов муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района принято решение от 24.02.2011 N 24/134 об утверждении Порядка принятия решений об установлении тарифов на товары, работы и услуги муниципальных казенных учреждений, муниципальных автономных учреждений и муниципальных предприятий муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области. Из пункта 1.3 названного Порядка следует, что регулирующим органом, в компетенцию которого входит принятие решений по установлению тарифов для муниципальных предприятий, является Администрация.
Исходя из приведенных нормативных положений и обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает правомерными выводы судов о том, что распорядительные акты, которыми установлены цены (тарифы) на услуги муниципальных предприятий по установке счетчиков холодного и горячего водоснабжения, приняты Администрацией в пределах полномочий с соблюдением вышеназванных правовых норм.
При этом из оспариваемого ненормативного акта следует, что Управление не установило законодательных барьеров для входа на рынок оказания услуг по установке приборов учета на территории муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района, а также не привело в обоснование принятого решения нормы какого-либо федерального закона, предусматривающие иное правовое регулирование и ограничивающие орган местного самоуправления в принятии решения об установлении цены на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.05.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013 по делу N А56-20801/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.