20 января 2014 г. |
Дело N А05-2870/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко" Федерального медико-биологического агентства Кононова А.В. (доверенность от 01.08.2013), от министерства здравоохранения Архангельской области Клыкова А.К. (доверенность от 10.01.2014),
рассмотрев 20.01.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко" Федерального медико-биологического агентства на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.07.2013 (судья Чурова А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2013 (судьи Виноградова Т.В., Докшина А.Ю., Ралько О.Б.) по делу N А05-2870/2013,
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко" Федерального медико-биологического агентства, место нахождения: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 115, ОГРН 1022900515021 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к министерству здравоохранения Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1022900547207, правительству Архангельской области, место нахождения: г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1032900016016, о признании незаконными действий по невключению в состав медицинских организаций, участвующих в реализации и получающих финансирование в рамках Программы модернизации здравоохранения на территории Архангельской области с 01.01.2011 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 03.07.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.10.2013, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить; заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, все участники программы государственных гарантий оказания медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования являются участниками программы модернизации здравоохранения; суды необоснованно отказали в восстановлении срока обжалования действий правительства Архангельской области и министерства здравоохранения Архангельской области, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу министерство здравоохранения Архангельской области просит жалобу отклонить.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель министерства здравоохранения Архангельской области просил жалобу отклонить.
Правительство Архангельской области надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, что не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326 ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) правительство Архангельской области постановлением от 28.03.2011 N 78-пп утвердило Программу модернизации здравоохранения Архангельской области на 2011-2012 годы (далее - Программа), задачами которой являются: укрепление материально-технической базы медицинских учреждений; внедрение современных информационных систем в здравоохранение; внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.
Программой определена система мероприятий по реализации каждой из задач, с выделением денежных средств на каждое из медицинских учреждений, участвующих в Программе.
Постановлением правительства Архангельской области от 02.10.2012 N 419-пп в Программу с 02.10.2012 внесены изменения: в целях реализации задачи "внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами" к организациям, осуществляющим мероприятия по внедрению стандартов оказания медицинской помощи, - поэтапный переход к оказанию медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи (строка 41), - повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами (строка 57) отнесено Учреждение.
Постановлением правительства Архангельской области от 16.04.2013 N 172-пп действие Программы распространено на 2013 год.
Учреждение, полагая, что оно имело право на участие в Программе с момента ее утверждения, применительно к правоотношениям, возникшим с 01.01.2011, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду недоказанности нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя, а также пропуска без уважительных причин установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока для обращения в суд.
Кассационная инстанция считает этот вывод правильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Закона N 326-ФЗ в период с 2011 года по 2012 год в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь.
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ участниками обязательного медицинского страхования являются, в частности, медицинские организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Закона N 326-ФЗ финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в 2011 и 2012 годах осуществляется за счет доходов, поступающих в бюджет Федерального фонда от средств страховых взносов на обязательное медицинское страхование, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов.
На основании пункта 3 статьи 50 Закона N 326-ФЗ предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации направляются на следующие цели:
1) укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе строительство, реконструкция объектов капитального строительства и (или) их этапы, обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов, капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования;
2) внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;
3) внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.
Региональная программа модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации включает в себя паспорт системы здравоохранения субъекта Российской Федерации, перечень и стоимость мероприятий, направленных на реализацию целей, целевые значения показателей реализации программы модернизации здравоохранения, а также индикаторы реализации мероприятий указанной программы (пункт 4 статьи 50 Закона N 326-ФЗ).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за обоснованность стоимости мероприятий, установленных региональными программами модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 50 Закона N 326-ФЗ).
Во исполнение указанных норм Закона N 326-ФЗ постановлением правительства Архангельской области от 28.03.2011 N 78-пп утверждена Программа модернизации здравоохранения Архангельской области на 2011-2012 годы; постановлением Правительства Архангельской области от 25.04.2011 N 117-пп - Порядок реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи (далее - Порядок).
Учреждение включено с 02.10.2012 в перечень медицинских учреждений, участвующих в Программе на основании постановления правительства Архангельской области от 02.10.2012 N 419-пп.
По мнению подателя жалобы, заявитель подлежал включению в названный перечень медицинских учреждений, участвующих в Программе с момента ее утверждения.
Вместе с тем, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 60 "О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации" установлено, что в рамках реализуемых в 2011 - 2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами (специалистами с высшим медицинским образованием), проводятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по следующим направлениям:
а) обеспечение укомплектованности медицинских организаций врачами-специалистами и специалистами со средним медицинским образованием, оказывающими амбулаторную медицинскую помощь;
б) предоставление амбулаторной медицинской помощи, в том числе врачами-специалистами, в соответствии со стандартами ее оказания, включая обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами, необходимыми для проведения диагностических и лечебных мероприятий;
в) введение ориентированной на результаты деятельности системы оплаты труда врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь.
Согласно пункту 2 названного постановления перечень мероприятий, проводимых по указанным направлениям, с указанием медицинских организаций, участвующих в их реализации, индикаторы реализации данных мероприятий включаются в региональную программу модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 Порядка определено, что мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе по предоставлению амбулаторной медицинской помощи, включая обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами, необходимыми для проведения диагностических и лечебных мероприятий при оказании амбулаторной медицинской помощи, в том числе в условиях дневных стационаров и стационарах на дому, включают в себя: осуществление государственными бюджетными и автономными учреждениями здравоохранения Архангельской области, участвующими в реализации Программы и работающими в сфере обязательного медицинского страхования, ежемесячных денежных выплат стимулирующего характера врачам-специалистам и специалистам со средним медицинским образованием, оказывающим амбулаторную медицинскую помощь, в том числе в условиях дневных стационаров и стационарах на дому, определенных перечнем должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, включая обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами, необходимыми для проведения диагностических и лечебных мероприятий при оказании амбулаторной медицинской помощи, в том числе в условиях дневных стационаров и стационарах на дому, согласно приложению к настоящему Порядку.
На основании вышеприведенных норм права суд первой инстанции обоснованно указал, что органы исполнительной власти субъектов при определении задач и мероприятий, реализуемых в рамках Программы, определяют перечень государственных бюджетных и автономных учреждений здравоохранения Архангельской области, которые будут осуществлять реализацию таких мероприятий.
Органами исполнительной власти субъекта в целях реализации задач и мероприятий Программы включены в перечень участников учреждения здравоохранения областного уровня, созданные ими для осуществления соответствующих функций.
Заявитель является федеральным государственным бюджетным учреждением и не относится к учреждениями областного уровня, подведомственным министерству здравоохранения Архангельской области.
Включение учреждения здравоохранения федерального уровня в перечень учреждений - участников региональной программы нормативными актами прямо не предусмотрено.
Фактически внесение изменений в Программу в части участия Учреждения с октября 2012 года стало возможным после обращения в администрацию Архангельской области министра здравоохранения Российской Федерации с письмом от 15.06.2012 N 20-6/10/2-171.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии нарушений действующего законодательства со стороны министерства здравоохранения Архангельской области и правительства Архангельской области при формировании перечня учреждений здравоохранения - участников Программы в 2011 году.
Суды также правомерно сослались на пропуск Учреждением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций обоснованно отказали в удовлетворении требований Учреждения, поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.07.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2013 по делу N А05-2870/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко" Федерального медико-биологического агентства - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.