20 января 2014 г. |
Дело N А56-5891/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Московского района" Жигулиной Е.В. (доверенность от 01.07.2013) и Магдена И.С. (доверенность от 04.07.2013),
рассмотрев 13.01.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Московского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2013 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2013 (судьи Семенова А.Б., Зотеева Л.В., Шульга Л.А.) по делу N А56-5891/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Московского района", место нахождения: 196247, Санкт-Петербург, Новоизмайловский пр., д. 85, корп. 2, ОГРН 1089847280490 (далее - ООО "ЖКС N 3 Московского района", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, место нахождения: 190068, Санкт-Петербург, наб. Канала Грибоедова, д. 88-90, лит. А (далее - Инспекция, ГЖИ), от 16.01.2013 N 93/13 о привлечении к административной ответственности по пункту 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70) в виде взыскания 250 000 руб. штрафа.
Решением от 27.05.2013 суд отказал в удовлетворении заявления Общества.
Постановлением от 22.08.2012 апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе ООО "ЖКС N 3 Московского района", ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и прекратить производство по делу.
Податель жалобы считает, что акт проверки от 15.12.2012 N 02/520 является недопустимым доказательством, поскольку составлен с нарушением положений Федерального Закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Представители Инспекции, надлежащим образом извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 15.12.2012 комиссией, в состав которой входили представители ГЖИ, ГУ "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга", общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Профсервис" и ООО "ЖКС N 3 Московского района", проведена проверка территории Московского района в части очистки кровель от снега и наледи и уборки внутридворовых территорий, по результатам которой составлен акт проверки от 15.12.2012 N 02/520.
В ходе проверки в связи с установлением в действиях Общества признаков административного правонарушения по части 2 статьи 23 Закона N 273-70 ГЖИ был составлен протокол об административном правонарушении от 24.12.2012 N 02/520-1.
На основании указанных обстоятельств 16.01.2013 Инспекция вынесла постановление N 93/13 по делу об административном правонарушении, которым признала Общество виновным в совершении административного правонарушения по пункту 2 статьи 23 Закона N 273-70 и назначила ему административное наказание в виде взыскания 250 000 руб. штрафа.
Обществу вменяются нарушения Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334 (далее - Правила), а именно:
1. по адресу: Новоизмайловский пр., д. 57 (в 12-35) - на кровле не произведен сброс снега и наледи (сосульки) (нарушение пунктов 4.19 и 5.13 Правил);
2. по адресу: Новоизмайловский пр., д. 53 (в 12-45) - на кровле не произведен сброс снега и наледи (сосульки) (нарушение пунктов 4.19 и 5.13 Правил);
3. по адресу: Новоизмайловский пр., д.35 (в 12-50) - на кровле не произведен сброс снега и наледи (сосульки) (нарушение пунктов 4.19 и 5.13 Правил);
4. по адресу: Новоизмайловский пр., д. 39 корп. 1 (в 12-55) - на кровле не произведен сброс снега и наледи (сосульки) (нарушение пунктов 4.19 и 5.13 Правил);
5. по адресу: Новоизмайловский пр., д. 39 корп. 2 (в 13-00) - на кровле не произведен сброс снега и наледи (сосульки) (нарушение пунктов 4.19 и 5.13 Правил);
6. по адресу: Новоизмайловский пр., д. 71 (в 13-10) - на кровле не произведен сброс снега и наледи (сосульки) (нарушение пунктов 4.19 и 5.13 Правил);
7. по адресу: Кузнецовская ул., д. 13/38 (в 13-20) - на кровле и на балконах не произведен сброс снега и наледи (сосульки), частично над входами в подъезды (нарушение пунктов 4.19 и 5.13 Правил);
8. по адресу: Кузнецовская ул., д. 15 (в 13-25) - не произведен сброс сосулек и наледи у водосточной трубы и на балконе над входом в магазин, ограждение отсутствует (нарушение пунктов 4.19 и 5.13 Правил);
9. по адресу: Кузнецовская ул., д. 17 (в 13-30) - не произведен сброс сосулек и наледи на карнизах (нарушение пунктов 4.19 и 5.13 Правил);
10. по адресу: Московский пр., д. 155 (в 13-25) - не произведен сброс сосулек и наледи на карнизных свесах (нарушение пунктов 4.19 и 5.13 Правил);
11. по адресу: Московский пр., д. 157 (в 13-35) - на кровле не произведен сброс снега и наледи (сосульки) (нарушение пунктов 4.19 и 5.13 Правил);
12. по адресу: Московский пр., д. 157 А, (в 13-41) - на кровле не произведен сброс снега и наледи (сосульки) (нарушение пунктов 4.19 и 5.13 Правил);
13. по адресу: Московский пр., д. 159 (в 13-50) - на кровле не произведен сброс снега и наледи (сосульки) (нарушение пунктов 4.19 и 5.13 Правил);
14. по адресу: Московский пр., д. 155 (в 13-55) - не произведена ручная подборка после механизации придомовой территории, выявлено складирование скола и наледи с пескосоляной смесью на придомовой территории (газонах), высотой вала более 1 м, не произведена обработка пескосоляной смесью (нарушение пунктов 5.2, 5.4, 5.7 и 5.8 Правил);
15. по адресу: Московский пр., д. 157 (в 14-00) - не произведена ручная подборка после механизации, выявлено складирование скола и наледи с пескосоляной смесью на придомовой территории (на газонах), высотой вала более 1-м, не произведена обработка пескосоляной смесью (нарушение пунктов 5.2, 5.4, 5.7 и 5.8 Правил);
16. по адресу: Московский пр., д. 157 А (в 14-10) - не произведена ручная подборка после механизации, выявлено складирование скола и наледи с пескосоляной смесью на газонах, высотой вала более 1-м, не произведена обработка пескосоляной смесью (нарушение пунктов 5.2, 5.4, 5.7 и 5.8 Правил);
17. по адресу: Московский пр., д. 159 (в 14-15) - не произведена ручная подборка после механизации, выявлено складирование скола и наледи с пескосоляной смесью на придомовой территории (на газонах), высотой вала более 1-м, не произведена обработка пескосоляной смесью (нарушение пунктов 5.2, 5.4, 5.7 и 5.8 Правил);
18. по адресу: Московский пр., д. 195 (в 14-20) - не произведен сброс сосулек и наледи с кровли, не произведена уборка придомовой территории (проходы к дому) от снега и наледи в полном объем (нарушение пунктов 4.19, 5.13, 5.2, 5.4, 5.7 и 5.8 Правил);
19. по адресу: Варшавская ул., д. ПО (в 14-25) - не произведена уборка придомовой территории от снега (проходы к дому) (нарушение пунктов 5.2, 5.4 и 5.7 Правил);
20. по адресу: Варшавская ул., д. 112 (в 14-30) - не произведена уборка территории от снега и наледи (проходы к дому) (нарушение пунктов 5.2, 5.4 и 5.7 Правил);
21. по адресу: Варшавская ул., д. 114 (в 14-35) - не произведена уборка придомовой территории (проходы к дому) от снега и наледи (нарушение пунктов 5.2, 5.4 и 5.7 Правил);
22. по адресу: Бассейная ул., д. 3 (в 14-37) - не очищены от снежных шапок и наледи козырьки при входах в парадные (нарушение пунктов 4.19 и 5.13 Правил);
23. по адресу: Бассейная ул., д. 1 (в 14-38) - не очищены от снежных шапок и наледи козырьки при входах в парадные (нарушение пунктов 4.19 и 5.13 Правил);
24. по адресу: Бассейная ул., д. 11 (в 14-39) - не очищены от снежных шапок и наледи козырьки при входах в парадные (нарушение пунктов 4.19 и 5.13 Правил);
25. по адресу: Бассейная ул., д. 12 (в 14-40) - не очищены от снежных шапок и наледи козырьки при входах в парадные (нарушение пунктов 4.19 и 5.13 Правил);
26. по адресу: Бассейная ул., д.15 (в 14-42) - не очищены от снежных шапок и наледи козырьки при входах в парадные (нарушение пунктов 4.19 и 5.13 Правил);
27. по адресу: Бассейная ул., д. 27 (в 14-44) - не очищены от снежных шапок и наледи козырьки при входах в парадные (нарушение пунктов 4.19 и 5.13 Правил);
28. по адресу: Бассейная ул., д. 37 (в 14-45) - не очищены от снежных шапок и наледи козырьки при входах в парадные (нарушение пунктов 4.19 и 5.13 Правил);
29. по адресу: Новоизмайловский пр., д, 18 (в 14-47) - не очищены от снежных шапок и наледи козырьки при входах в парадные (нарушение пунктов 4.19 и 5.13 Правил);
30. по адресу: Новоизмайловский пр., д. 20 (в 14-48) - не очищены от снежных шапок и наледи козырьки при входах в парадные (нарушение пунктов 4.19 и 5.13 Правил);
31. по адресу: Новоизмайловский пр., д. 40 (в 14-50) - не очищены от снежных шапок и наледи козырьки при входах в парадные (нарушение пунктов 4.19 и 5.13 Правил);
32. по адресу: Новоизмайловский пр., д. 38 корп. 1 (в 14-51) - не очищены от снежных шапок и наледи козырьки при входах в парадные (нарушение пунктов 4.19 и 5.13 Правил);
33. по адресу: Новоизмайловский пр., д. 38 корп. 2 (в 14-52) - не очищены от снежных шапок и наледи козырьки при входах в парадные (нарушение пунктов 4.19 и 5.13 Правил);
34. по адресу: Новоизмайловский пр., д. 36 корп. 3 (в 14-54) - не очищены от снежных шапок и наледи козырьки при входах в парадные (нарушение пунктов 4.19 и 5.13 Правил).
ООО "ЖКС N 3 Московского района" оспорило постановление ГЖИ от 16.01.2013 N 93/13 в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления Общества, придя к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 23 Закона N 273-70. При этом суды не установили совершения Инспекцией процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы, приведенные в жалобе, пришла к следующим выводам.
В силу пункта 2 статьи 23 Закона N 273-70 нарушение установленных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства от снега и наледи, в том числе работ по очистке кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега и наледи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил N 1334 (в редакции, действовавшей на момент привлечения Общества к административной ответственности) объекты благоустройства должны содержаться в чистоте и исправном состоянии.
Согласно пункту 4.19 Правил N 1334 очистка объектов от снега, наледей и сосулек, а также организация вывоза указанных снежных и ледяных масс обеспечиваются владельцами объектов благоустройства.
Пунктом 5.1 Правил N 1334 предусмотрено, что с 16 октября по 15 апреля устанавливается период зимней уборки территории Санкт-Петербурга (далее - зимняя уборка). В зависимости от погодных условий указанный период может быть сокращен или продлен по решению Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга.
Зимняя уборка автомобильных дорог, иных объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, дворовых, внутриквартальных территорий, пешеходных территорий и иных объектов благоустройства предусматривает работы, связанные с ликвидацией скользкости, удалением снега и снежно-ледяных образований (пункт 5.2 Правил).
Сдвижка и подметание снега с тротуаров и пешеходных территорий производится сразу после начала снегопада в дневное время; на дворовых, внутриквартальных территориях - не позднее чем через час при условии выпадения снега свыше 0,03 м. После окончания снегопада указанные территории должны быть убраны не позднее чем через два часа и очищены до твердого покрытия. Уборка автомобильных дорог регионального значения, включая тротуары, пешеходных зон, дворовых, внутриквартальных территорий производится до 8 часов утра (пункт 5.4 Правил).
Регулярно проводится очистка от снега проездов на дворовых, внутриквартальных территориях, обеспечивающая безопасное движение пешеходов и транспорта, и амбразур водоприемных патрубков ливневой канализации. Снег, очищаемый с пешеходных территорий, а также с проездов, тротуаров на дворовых, внутриквартальных территориях, складируется на указанных территориях таким образом, чтобы были обеспечены проход пешеходов, проезд транспорта, доступ к инженерным коммуникациям и сооружениям на них и сохранность зеленых насаждений. Ширина сформированного снежного вала не должна превышать 1 м с учетом очищенной лотковой зоны. По мере накопления снега, но не позднее чем при достижении снежного вала высотой и шириной более 1 м, обеспечивается его вывоз (пункт 5.7 Правил).
Снег, очищаемый с дорожек, аллей парков, садов и скверов, складируется на дорожках, аллеях или заранее согласованных с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга участках территорий парков, садов и скверов таким образом, чтобы был обеспечен беспрепятственный проход пешеходов (пункт 5.8 Правил).
В силу пункта 5.13 Правил N 1334 для предотвращения падения сосулек и наледей с крыш и иных поверхностей объектов регулярно выполняется их очистка с обязательным применением мер предосторожности, обеспечивающих безопасность движения пешеходов и сохранность всех видов имущества, включая деревья, кустарники, плиточное покрытие тротуаров, вывески.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав материалы дела, пришли к выводу, что Общество не соблюдало порядок уборки крыши от снега, в его действиях имеется вина в совершении вменяемого ему административного правонарушения, в связи с чем оно правомерно привлечено к административной ответственности по пункту 2 статьи 23 Закона N 273-70.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций правомерно (с учетом положений статей 1 и 2 Закона N 294-ФЗ) указали, что на рассматриваемые отношения требования Закона N 294-ФЗ не распространяются.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В данном случае суды на основании материалов дела установили, что предметом проверки 15.12.2012 не являлась деятельность Общества, что подтверждается указанной в акте проверки целью проверки - проверка территории Московского района на предмет очистки кровель от снега и наледи и уборки внутридворовых территорий, проведением проверки на территории района в целом и не только в отношении жилых домов, управляемых Обществом, а также вхождением представителя ООО "ЖКС N 3 Московского района" в состав комиссии, проводившей проверку. Таким образом, в ходе проверки не требовалось и не осуществлялось взаимодействие Инспекции и Общества, на Общество не возлагались обязанности по предоставлению информации и исполнению требований Инспекции.
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Следовательно, обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается соблюдение Инспекцией порядка привлечения Общества к административной ответственности.
Следовательно, акт проверки и составленный на основании него протокол об административном правонарушении являются надлежащими доказательствами по делу.
Судами первой и апелляционной инстанций обоснованно не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении Общество уведомлено надлежащим образом.
В связи с указанными обстоятельствами права лица, привлекаемого к административной ответственности, соблюдены.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2013 по делу N А56-5891/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Московского района" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.