20 января 2014 г. |
Дело N А13-15233/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 13.01.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.06.2013 (судья Свиридовская М.Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 (судьи Козлова С.В., Писарева О.Г., Шумилова Л.Ф.) по делу N А13-15233/2012,
установил:
Департамент лесного комплекса Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 27, ОГРН 1053500056136 (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Центр лыжного спорта и отдыха "Карпово", место нахождения: 162600, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Сталеваров, 45, 1, ОГРН 1063528005914 (далее - ООО "Центр лыжного спорта и отдыха "Карпово", Общество), о взыскании 78 826 руб. 14 коп. задолженности по арендной плате за период с 2010 года по 2012 год.
Решением от 28.06.2013 суд взыскал с Общества в пользу Департамента 56 746 руб. 26 коп. задолженности, из них 28 373 руб. 13 коп. в федеральный бюджет, 28 373 руб. 13 коп. в бюджет Вологодской области, а в остальной части иска отказал.
Постановлением от 30.09.2013 апелляционная инстанция оставила решение суда в обжалуемой части без изменения.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты в части отказа исковых требований и вынести новое решение о взыскании с Общества 78 826 руб. 14 коп. задолженности.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 17.12.2008 между Департаментом (арендодателем) и Вологодской областной общественной организацией "Центр олимпийской подготовки "Северянка" (далее - Организация) (арендатором) заключен договор N 02-02-16/359-2008 аренды лесного участка в целях осуществления рекреационной деятельности сроком действия до 11.05.2025.
Между Организацией и Обществом 02.03.2009 заключен договор о переуступке прав и обязанностей по вышеуказанному договору аренды лесного участка, по условиям которого Организация передала Обществу все свои права и обязанности арендатора по договору.
Договор аренды, как и договор уступки права требования от 02.03.2009 зарегистрированы в установленном законом порядке.
В пункте 2 договора указано, что спорный лесной участок площадью 1,6509 га с кадастровым номером 35:22:03 04 043:0006 расположен в Череповецком участковом лесничестве (квартал N 29, выделы N 2 ч, 3 ч, 8 ч.) Череповецкого муниципального района Вологодской области.
В соответствии с пунктами 5 - 7 договора арендная плата по договору составляет 23 900 руб. 24 коп. и рассчитывается по формуле в соответствии с приложением N 7 к договору. Арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 к договору. Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Как следует из искового заявления, Департамент считает, что ошибочно начислил Обществу арендную плату по договору от 17.12.2008 за период с 2010 по 2012 годы в меньшем размере, неправильно определив коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования, в размере 3 вместо 3,5, поскольку расстояние от арендованного участка до дороги общего пользования составляет 1 км.
Кроме того, Департамент считает, что неправильно определил коэффициент ОЗУ (особо защитные участки) по выделу 8 квартала 29 данного лесного участка (согласно таксационному описанию расположены берегозащитные участки леса), поскольку по данному кварталу коэффициент должен был быть 1,5 вместо 0,5, в связи с чем размер арендной платы должен был составлять и составляет 44 155 руб. 88 коп. Соответственно, задолженность за период 2010 - 2012 год составляет 56 746 руб. 26 коп.
Полагая, что обязательства по внесению арендной платы исполнены Обществом не в полном объеме, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций взыскали с Общества в пользу Департамента 56 746 руб. 26 коп. задолженности в связи с тем, что на дату заключения договора аренды от 17.12.2008 при выполнении расчета были неверно применены положения Постановления N 310 в части определения коэффициента ОЗУ в эксплуатационных лесах. В удовлетворении требования о взыскании остальной части задолженности по арендной плате с учетом в расчете коэффициента, учитывающего приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования, равного 3,5 суды отказали, отметив, что по настоящему делу подлежит применению коэффициент 3, поскольку лесной участок ответчика расположен на расстоянии 1236 м от дорог общего пользования, в данном случае дорога "подъезд к деревне Карпово".
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы, приведенные в жалобе, пришла к следующим выводам.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу пунктов 1, 2 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке.
Пунктом 1 статьи 614 ГК РФ установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В соответствии с частью 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно статье 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Как установлено частью 2 статьи 73 ЛК РФ, при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
В соответствии с частью 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются, соответственно, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 установлены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление N 310).
Согласно пункту "б" таблицы 11 Постановления N 310 к установленной ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности и выделенного для рекреационной деятельности применяются коэффициенты, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования: на расстояние от 0 до 1 километра включительно - 3,5; от 1 до 2 километров включительно - 3; от 2 до 3 километров включительно - 2,5; свыше 3 километров - 0,5.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (часть 2). К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (часть 3). Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района (часть 10).
Администрацией Череповецкого муниципального района Вологодской области приняты постановление от 10.10.2012 N 2599 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования муниципального значения", которым утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования муниципального значения по Череповецкому муниципальному району, и постановление от 16.02.2007 N 115 "Об утверждении перечня муниципальных автомобильных дорог общего пользования", которым утвержден Перечень муниципальных автомобильных дорог общего пользования Череповецкого муниципального района.
Суды, оценив представленное в материалы дела доказательства, в том числе схему расположения и границы лесного участка (приложение N 1 к договору аренды), постановление администрации Череповецкого муниципального района от 26.02.2013 N 372 "О внесении изменений в постановление администрации района от 10.10.2012 N 2599 Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования муниципального значения", информацию (схему расположения объектов) общества с ограниченной ответственностью "Агрогеосервис" по правилам статьи 71 АПК РФ, установили, что спорный лесной участок расположен от дорог общего пользования на расстоянии свыше одного километра (1236 м).
Податель жалобы считает, что поскольку ближайшей фактически существующей дорогой в соответствии с постановлением администрации Череповецкого муниципального района от 16.02.2007 N 115 являлась дорога "Бетонка - д. Карпово" протяженностью 1 км (N 171 в списке), а деревня Карпово находится в 0,4 км от арендуемого участка лесного фонда, то расстояние от дороги до участка составляет менее 1 км. Департамент указывает, что постановление от 16.02.2007 N 115 отменено постановлением от 10.10.2012 N 2599 и утвержден новый перечень автомобильных дорог общего пользования Череповецкого муниципального района, в котором тоже имеется та же дорога с такой же протяженностью (N 166 в списке). При этом Департамент отмечает, что положения постановления администрации Череповецкого муниципального района от 26.02.2013 N 372, где указана длина данной дороги 0,37 км, не относятся к периоду взыскания арендной платы (2010-2012 годы).
Кассационная инстанция не принимает данный довод, поскольку, как правильно указали суды, Департамент не представил доказательств того, что расстояние от арендуемого Обществом лесного участка до дороги общего пользования "Бетонка - д. Карпово" составляет менее 1 км и подлежит применению коэффициент в размере 3,5.
В данном случае в материалах дела отсутствуют доказательства того, что проезды в самой деревне Карпово и ее окрестностях связаны с дорогой общего пользования "Бетонка - д. Карпово".
Таким образом, суды правомерно отказали Департаменту в удовлетворении требования о взыскании с Общества задолженности по арендной плате за период с 2010 года по 2012 год в связи с неправильным определением коэффициента, учитывающего приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.06.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 по делу N А13-15233/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.