28 января 2014 г. |
Дело N А52-947/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Константинова П.Ю., Самсоновой Л.А.,
при участии от Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области Нестерова Б.В. (доверенность от 02.11.2012 N 06-06 (581),
рассмотрев 21.01.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Великолукский молочный комбинат" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 по делу N А52-947/2013 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Докшина А.Ю.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Великолукский молочный комбинат", место нахождения: 182100, Псковская область, город Великие Луки, Новосокольническая улица, дом 32 (далее - Общество, Комбинат), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконными действия Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области, место нахождения: 180001, город Псков, улица Некрасова, дом 23 (флигель) (далее - Управление), выразившиеся в неперечислении субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитным договорам от 20.12.2010 N 8630-1-153010, от 23.03.2011 N 8630-1-109311, от 19.07.2011 N 8630-1-126711 в размере 827 059 руб. 16 коп. и о возложении обязанности на Управление выплатить субсидии в указанном размере.
Решением суда первой инстанции от 03.07.2013 (судья Яковлев А.Э.) заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 26.09.2013 указанное решение отменено.
В кассационной жалобе Комбинат просит постановление апелляционного суда отменить.
В судебном заседании представитель Управления возражал против доводов, приведенных в кассационной жалобе.
Общество извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению в его отсутствие.
Законность постановления апелляционного суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (кредитором) и Обществом (заемщиком) заключены кредитные договоры от 20.12.2010 N 8630-1-153010, от 23.03.2011 N 8630-1-109311 и от 19.07.2011 N 8630-1-126711 с целю расчетов за сырье (молоко) с сельскохозяйственными производителями.
Комбинату как сельскохозяйственному товаропроизводителю с 2009 года предоставлено право на получение бюджетных субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитным договорам.
Общество 12.11.2012 обратилось в Управление с заявлением о выделении субсидий за период с января по март 2012 года, представив соответствующие расчеты размера субсидий исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в размере 20% годовых, что составило 1 102 745 руб. 55 коп.
Управление произвело корректировку размера подлежащих выплате субсидий из областного бюджета исходя из 5% ставки рефинансирования, посчитав возможным выплатить Обществу субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по полученным кредитам за период с января по март 2012 года в размере 275 686 руб. 32 коп.
Общество не согласилось с действиями Управления в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворяя требования Комбината, исходил из того, что Постановление Администрации Псковской области от 21.03.2012 N 130 "О внесении изменений в постановление Администрации области от 23.03.2009 N 78 "Об утверждении Правил предоставления в 2009 - 2011 годах субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (далее - Постановление N 130) опубликовано 27.03.2012, то распространение его действий на ранее возникшие правоотношения противоречит статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Апелляционная инстанция пришла к выводу, что возникшие между сторонами спорные правоотношения регулируются бюджетным законодательством и не являются по своей сути гражданско-правовыми, поэтому применение к ним статьи 4 ГК РФ является неправомерным, в связи с чем отменила данное решение.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (часть 2 статьи 78 БК РФ).
В соответствии со статьей 65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
В части 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" утверждены "Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (далее - Правила N 90).
Постановлением Администрации Псковской области от 23.03.2009 N 78 утверждены "Правила предоставления в 2009 - 2011 годах субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организаций, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах" (далее - Правила N 78).
В силу подпункта "а" пункта 2 Постановления N 78 субсидии предоставляются на возмещение части затрат по кредитам (займам), полученным на срок до 1 года организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и организациями потребительской кооперации по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 1 января 2008 года - на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки.
Постановлением N 130 внесены изменения в Постановление N 78 которыми предусматривалось снижение доли финансирования из областного бюджета (в пределах 5%) ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации.
Действие названного постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2012 года.
Таким образом, из статьи 3, части 2 статьи 78 БК РФ следует, что администрация Псковской области наделена полномочиями по принятию нормативно-правовых актов субъекта РФ в сфере бюджетного регулирования.
Предоставление субсидий является расходной частью бюджета, в данном случае, субъекта Российской Федерации - Псковской области.
Следовательно, в соответствии с Законом Псковской области от 19.02.2002 N 174-ОЗ "О системе органов исполнительной власти Псковской области" принятие Администрацией Псковской области Постановления N 130 осуществлено в пределах предоставленных ей полномочий.
Названное Постановление N 130 не отменено и не признано в судебном порядке недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 5 БК РФ закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 4 Правил N 90 субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации при условии наличия в бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетах) бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих расходных обязательств, распространение действия положений Правил N 78, и, соответственно, постановления N 130, вносящего изменения в указанные Правила, с начала календарного года не противоречит требованиям бюджетного законодательства. Аналогично с распространением их действия с начала календарного года приняты и сами Правила N 90 (утверждены постановлением администрации Псковской области от 23.03.2009 N 78, введены в действие с 01.01.2009).
Таким образом, апелляционная инстанция правомерно отменила решение суда первой инстанции от 03.07.2013 и отказала Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционной инстанцией правильно, а ее выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, и имеющимся в нем доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда по делам о признании нормативного правового акта недействующим, ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1000 руб.
Поскольку податель кассационной жалобы уплатил государственную пошлину в размере 2000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 по делу N А52-947/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Великолукский молочный комбинат" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Великолукский молочный комбинат", место нахождения: 182100, Псковская область, город Великие Луки, Новосокольническая улица, дом 32, из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 21.11.2013 N 3447.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.