28 января 2014 г. |
Дело N А05-9849/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Гафиатуллиной Т.С., Рудницкого Г.М.,
при участии от закрытого акционерного общества "Архангельские Мобильные Сети" Нагиева Э.Р. (доверенность от 04.10.2012),
рассмотрев 23.01.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Архангельские Мобильные Сети" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.10.2013 по делу N А05-9849/2013 (судьи Полуянова Н.М., Меньшикова И.А., Чурова А.А.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Архангельские Мобильные Сети", место нахождения: г. Архангельск, пл. В.И. Ленина, д. 4, ОГРН 1022900525339 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район", место нахождения: Архангельская обл., с. Холмогоры, наб. им. Горончаровского, д. 21, ОГРН 1032902190111 (далее - Администрация), о признании недействующим постановления от 25.02.2013 N 13 "Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" в части установления ставки арендной платы в размере 778 555 % от кадастровой стоимости за использование земельных участков, предназначенных для размещения башен, мачт сотовой, спутниковой связи, как нарушающее постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582).
Решением суда первой инстанции от 30.10.2013 в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество указывает, что вывод суда о доказанности факта проведения ответчиком экономического анализа при установлении спорной ставки арендной платы является необоснованным, в связи с чем просит обжалуемое решение отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
В отзыве Администрация просит оставить без изменения решение суда, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Администрация (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договоры от 09.04.2008 N РФ 29-19-000241, от 05.02.2010 N РФ 29-19-000460 и РФ 29-19-000461 аренды земельных участков с кадастровыми номерами 29:19:04 27 01:0051, (площадь 4244 кв.м), 29:19:130417:16 (площадь 144 кв.м), 29:19:045601:105 (площадью 4330 кв.м) соответственно.
Согласно пунктам 1.1 указанных договоров целевое использование арендуемых земельных участков - установка мачты связи, размещение объекта связи.
Постановлением Администрации от 25.02.2013 N 13 установлены ставки арендной платы за использование земельных участков на 2013 год.
Не согласившись с указанным постановлением в части установления ставки арендной платы в размере 778 555% от кадастровой стоимости за использование земельных участков, предназначенных для размещения башен, мачт сотовой, спутниковой связи, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд пришел к выводам, что оспариваемое постановление не противоречит федеральным законам и другим нормативно-правовым актам, арендные ставки установлены с соблюдением принципов, утвержденных постановлением N 582.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 4 статьи 22, пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением правительства Архангельской области от 15.12.2009 N 190-пп утверждено Положение об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области.
Названное Положение устанавливает порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области (пункт 1), и содержит формулу, по которой рассчитывается размер арендной платы при аренде земельного участка, включающую в себя удельный показатель кадастровой стоимости, общую площадь земельного участка, ставку арендной платы по видам (группам) разрешенного использования, коэффициент времени, учитывающий срок аренды земельного участка, коэффициент инфляционных процессов (пункт 4).
Постановлением N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К их числу, в частности, относятся принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования; принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Как установлено судом, оспариваемое постановление устанавливает единые для одного вида деятельности условия ее осуществления в части установления размера арендной платы за землю (размер арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, одинаков для всех арендаторов, использующих земельные участки для оказания услуг сотовой связи).
При расчете арендной платы на 2013 год Администрацией для всех аналогичных арендаторов были утверждены усредненные ставки арендной платы за использование земельных участков под башнями, мачтами сотовой, спутниковой связи. Данные ставки рассчитывались с учетом формирования доходов от арендной платы не ниже уровня 2012 года.
В материалы дела представлен отчет N 1511/1 по экономическому обоснованию величины арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения объектов сотовой связи, расположенные в Холмогорском районе Архангельской области. Из данного отчета следует, что величина арендной платы за 1 кв.м на 2013 год меньше среднего значения удельного показателя рыночной стоимости величины арендной платы.
Кроме того, увеличение ставки арендной платы обусловлено уменьшением удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков.
При таком положении Общество не доказало того факта, что ставка арендной платы за пользование арендуемыми земельными участками установлена Администрацией произвольно, без экономического анализа.
Обстоятельства дела были предметом тщательного рассмотрения судом первой инстанции. Доводам сторон дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.10.2013 по делу N А05-9849/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Архангельские Мобильные Сети" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Захарова |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.