30 января 2014 г. |
Дело N А56-19469/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Васильевой Е.С., Пастуховой М.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Санкт-Петербургу Пыжьяновой М.С. (доверенность от 09.01.2014), от общества с ограниченной ответственностью "Заневский" Малова С.В. (доверенность от 09.01.2014), Денисовой Н.В. (доверенность от 09.01.2014),
рассмотрев 29.01.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.07.2013 (судья Исаева И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2013 (судьи Дмитриева И.А., Згурская М.Л., Третьякова Н.О.) по делу N А66-19469/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Заневский" (далее - ООО "Заневский", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 18.01.2013 N 210/17-3 в части привлечения Общества к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 20 487 руб. 40 коп. (п. 1 решения); начисления пеней по состоянию на 18.01.2013 в сумме 35 846 руб. 94 коп. (п. 2 решения); предложения Обществу уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 409 749 руб. 00 коп. (п. 3 пп. 3.1 решения); предложения Обществу уплатить штраф (п. 3 пп. 3.2 решения); предложения Обществу уплатить пени (п. 3 пп. 3.3 решения); внесения исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета (п. 4 решения).
Решением суда первой инстанции от 12.07.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.10.2013, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит принятые судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, Обществу правомерно доначислен земельный налог с применением коэффициентом 2, поскольку право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 78:42:18329:10246 и 78:42:18329:10248 возникло у Общества в 2010 году после разделения земельных участков. Кроме того, суды не исследовали правомерность применения Обществом ставки налога в размере 0, 042%.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представители Общества отклонили их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка представленной Обществом уточненной (корректирующей) декларации (расчета) по земельному налогу за 2011 год, о чем составлен акт 07.12.2012 N 1863/17-10.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что Обществом в 2010 году был произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 78:42:18329:9 на земельные участки с кадастровыми номерами 78:42:18329:10246; 78:42:18329:10247; 78:42:18329:10248; 78:42:18329:10249 (свидетельства о праве собственности от 20.05.2010).
В связи с этим Инспекция посчитала, что Обществу следовало исчислить и уплатить земельный налог за 2011 год за земельные участки, раздел которых произведен в 2010 году, с повышающим коэффициентом 2.
Решением Инспекции от 18.01.2013 N 210/17-3 Общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 20 487 руб. 40 коп. (п. 1 решения); также начислены пени по состоянию на 18.01.2013 в сумме 35 846 руб. 94 коп. (п. 2 решения); Обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 409 749 руб. 00 коп. (п. 3 пп. 3.1 решения), уплатить штраф (п. 3 пп. 3.2 решения), пени (п. 3 пп. 3.3 решения) и внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (п. 4 решения).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 03.03.2013 N 16-13/08431 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решение Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций правомерно руководствовались следующим.
В силу статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно статье 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 216-ФЗ) внесено изменение в пункт 15 статьи 396 НК РФ, согласно которому в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Федеральный закон N 216-ФЗ вступил в силу с 1 января 2008 года.
Таким образом, повышающий коэффициент применяется при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, которые приобретены (предоставлены) и права на которые зарегистрированы только начиная с 1 января 2008 года.
Из материалов дела следует, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 78:42:18329:10246 и 78:42:18329:10248, сформированы из состава земельных участков с кадастровыми номерами участки 78:17112Г:1 и 78:18329:1, принадлежащих заявителю на праве собственности.
Основанием возникновения права заявителя на земельные участки 78:17112Г:1 и 78:18329:1 являются договор купли-продажи N 1-6-3/001-2006 от 03.08.2006, дополнительное соглашение к указанному договору, договор купли-продажи N 1-6-3/002-2006 от 03.08.2006, то есть гражданско-правовая сделка по их приобретению.
При этом судами установлено, что первоначально, с 23.11.2006 года и с 24.11.2006 года приобретенные заявителем земельные участки относились к землям поселений. С 14.12.2007 года два участка был объединены с указанием в свидетельстве назначения - для сельскохозяйственного использования.
Затем, 28.07.2008 года участок с кадастровым номером 78:42:18329:7 был разделен на 2 участка с назначением "для размещения индивидуального жилого дома (индивидуальных жилых домов).
Далее, 29.09.2008 года участок с кадастровым номером 78:42:18329:8 был разделен на 1235 участков (право собственности зарегистрировано 24.11.2008 года). 20.05.2010 года участок с кадастровым номером 78:42:18329:9 был разделен на 4 участка, в том числе с кадастровыми номерам 78:42:18239:10246, 78:42:18329:10248, назначение - "для размещения индивидуального жилого дома (индивидуальных жилых домов)".
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к правомерному вводу о том, что оснований считать, что земельные участки с кадастровыми номерами 78:17112Г:1 и 78:18329:1 были изначально приобретены (предоставлены) для жилищного строительства, не имеется.
В кассационной жалобе налоговый орган также указывает, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 78:42:18329:10246 и 78:42:18329:10248 должен применяться повышающий коэффициент, поскольку право собственности на земельные участки с указанными кадастровыми номерами зарегистрировано за Обществом в 2010 году после раздела ранее приобретенных земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Статьей 22.2 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица.
В соответствии с частью 1 указанной статьи основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:
1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;
2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
3) иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами 78:42:18329:10246 и 78:42:18329:10248 образованы в результате раздела земельных участков с кадастровыми номерами 78:17112Г:1 и 78:18329:1
Вместе с тем, согласно письму Министерства Финансов РФ от 26.07.2013 N 03-05-04-02/29850 по вопросу применения повышающего коэффициента при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, на которых осуществляется жилищное строительство, внесение в государственный кадастр недвижимости изменений категории земли и (или) вида разрешенного использования земельного участка, не связанных со сменой правообладателя земельного участка, сопровождается выдачей правообладателю этого земельного участка нового свидетельства о государственной регистрации права, без повторной регистрации права на данный земельный участок.
При этом финансовое ведомство в этом же письме разъясняет, что если в отношении земельного участка с разрешенным использованием, например, "для сельскохозяйственного производства", права на который зарегистрированы до 1 января 2008 года, а после 1 января 2008 года в отношении этого земельного участка изменен вид разрешенного использования на "для жилищного строительства" без изменения правообладателя земельного участка, то в этом случае повышающий коэффициент, предусмотренный пунктом 15 статьи 396 Кодекса, не применяется.
Таким образом, применение повышающего коэффициента не может быть обусловлено внесением в государственный кадастр недвижимости изменений, не связанных со сменой правообладателя земельного участка, приобретенного до 01.01.2008.
Судами обеих инстанций установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что государственная регистрация в 2010 году права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 78:42:18329:10246 и 78:42:18329:10248 не была связана с изменением правообладателя, коим Общество являлось с 2006 года.
Следовательно, довод Инспекции о приобретении Обществом земельных участков под жилищное строительство и необходимости применения к спорным правоотношениям пункта 15 статьи 396 НК РФ и исчисления налога на землю с учетом коэффициента 2 за 2011 год не основан на материалах дела.
Довод Инспекции относительно неправомерного применения Обществом в уточненной декларации за 2011 год ставки земельного налога в размере 0,042% не может быть принят во внимание, поскольку оспариваемым решением налогового органа доначислен земельный налог в связи с неприменением Обществом повышающего коэффициента 2 и не установлено применение плательщиком неверной ставки земельного налога.
С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, полно и объективно исследовали все представленные сторонами документы и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.07.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2013 по делу N А56-19469/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.