29 января 2014 г. |
Дело N А56-18146/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2014года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев 22.01.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 по делу N А56-18146/2013 (судьи Жиляева Е.В., Серикова И.А., Тимухина И.А.),
установил:
Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, место нахождения: 188640, Ленинградская обл., Колтушское ш., 138, ОГРН 1064703000911 (далее - Администрация района), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Морозовское городское поселение" Всеволожского района Ленинградской области, место нахождения: 188679, Ленинградская обл., г.п. им. Морозова, ул. Спорта, д. 5, ОГРН 1054700122905 (далее - Администрация поселения), от 16.08.2012 N 200 об утверждении схемы расположения земельных участков (далее - Постановление N 200).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Ленэнерго", место нахождения: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300 (далее - Общество).
Решением от 10.07.2013 заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 10.10.2013 решение от 10.07.2013 отменено. В удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Администрация района, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление от 10.10.2013 отменить, решение от 10.07.2013 оставить в силе.
Как указывает податель жалобы, утверждение схемы расположения земельного участка является частью процедуры оформления прав на землю, закрепленной статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); вопросы оформления прав на землю собственниками зданий, строений и сооружений не регулируются нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации и не относятся к полномочиям Администрации поселения; в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в отношении территории поселения, на которой расположены участки, принята либо предлагается к принятию градостроительная документация поселения (проект планировки территории); поселение вправе принимать правовые акты, в том числе утверждать схему расположения земельного участка, только в отношении земель, находящихся в собственности поселения; приняв решение об образовании двух новых земельных участков, Администрация поселения нарушила статью 11.3 ЗК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация поселения просит оставить постановление от 10.10.2013 без изменения, считая его законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность принятого постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Постановлением N 200 Администрация поселения утвердила Обществу схему расположения следующих многоконтурных земельных участков:
- общей площадью 445 кв.м., расположенного по адресу: "Ленинградская область, Всеволожский район, от ГПП-2 "Завод Морозова" примерно 2 км западнее г.п. им. Морозова, на восток мимо г.п. им. Морозова, дер. Шереметьевка, далее на север мимо дер. Кошкино, дер. Ганнибаловка, дер. Мартыновка к ПС-636 примерно 2 км южнее пос. Ваганово", для размещения воздушной линии электропередачи ВЛ 35 кВ Ладожская-5, в кадастровом квартале 47:07:1703021, земли населенных пунктов, согласно приложению N 1;
- общей площадью 245 кв.м., расположенного по адресу: "Ленинградская область, Всеволожский район, от ГПП-2 "Завод Морозова" примерно 2 км западнее г.п. им. Морозова, на восток мимо г.п. им. Морозова, дер. Шереметьевка, далее на север мимо дер. Кошкино, дер. Ганнибаловка, дер. Мартыновка к ПС-636 примерно 2 км южнее пос. Ваганово", для размещения воздушной линии электропередачи ВЛ 35 кВ Ладожская-5, в кадастровом квартале 47:07:1707001, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, согласно приложению N 2.
Во исполнение Постановления N 200 земельные участки поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 47:07:1703021:63 (площадью 445 кв.м) и 47:07:1707001:28 (площадью 245 кв.м).
Ссылаясь на то, что Постановление N 200 принято Администрацией поселения с превышением полномочий, Администрация района обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, придя к выводу, что правом на предоставление земельных участков орган местного самоуправления поселения не обладает, поэтому не вправе и принимать решение об образовании таких участков.
Апелляционный суд не согласился с указанным выводом, указав, что статьями 31, 34, 36 ЗК РФ не определен уровень муниципальных образований, ответственных за утверждение и выдачу схем расположения земельных участков. Сославшись на пункт 7 статьи 36 ЗК РФ, пункт 4 статьи 28 и статью 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу, что утверждать и выдавать схему вправе орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по утверждению проекта планировки территории. В то же время утверждение схемы расположения земельного участка не предрешает вопрос возникновения прав на землю. Следовательно, принятием Постановления N 200 права Администрации района не нарушены. С учетом изложенного апелляционный суд решение от 10.07.2013 отменил и в удовлетворении заявления отказал.
Кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены обжалуемого постановления.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Общество является собственником линейно-протяженных объектов, следовательно, обладает исключительным правом на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, занятых объектами недвижимости.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
При отнесении спорных земельных участков к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, суд первой инстанции правильно указал, что полномочия по распоряжению земельными участками принадлежат Администрации района.
В силу пункта 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 этого Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Истолковав положения пункта 7 статьи 36 ЗК РФ во взаимосвязи с иными пунктами данной статьи и оценив полномочия Администрации поселения на основании пункта 20 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также руководствуясь статьями 28 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу о том, что утверждать и выдавать схему вправе Администрация поселения.
При этом апелляционный суд верно указал на то, что распоряжение органа местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не является актом по распоряжению земельным участком, в связи с чем, доводы Администрации района об осуществлении Администрацией поселения полномочий по распоряжению земельным участком не принимается.
При разрешении спора апелляционный суд также учел, что доводов о несоответствии площади земельных участков положениям Земельного кодекса Российской Федерации Администрация района не привела и не указала на нарушение представленной на согласование схемой конкретных градостроительных требований.
С учетом того, что утверждение схемы расположения земельного участка не может расцениваться как самостоятельная и конечная цель заявителя, основания для вывода о нарушении оспариваемым постановлением прав и законных интересов Администрации района отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно отказал Администрации района в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 по делу N А56-18146/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.