04 февраля 2014 г. |
Дело N А13-114/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Константинова П.Ю., Самсоновой Л.А.,
при участии от Департамента финансов Вологодской области Комаровой Ю.А. (доверенность от 13.01.2014), Колесниченко Н.С. (доверенность от 09.01.2014),
рассмотрев 04.02.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Вологодской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 по делу N А13-114/2013 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Пригород Авто" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к муниципальному образованию "Город Вологда" в лице Администрации города Вологды о взыскании убытков в сумме 864 936 руб. 84 коп.
Определением суда от 08.02.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Вологодская область в лице Департамента финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов).
Определением суда от 04.03.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области.
Определением суда от 28.03.2013 процессуальное положение Вологодской области в лице Департамента финансов и Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области изменено на соответчиков.
Решением суда первой инстанции от 05.06.2013 (судья Шумкова И.В.) в пользу Общества взыскано 852 366 руб. 44 коп. с Департамента градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды. В удовлетворении остальной части иска, а также в иске к муниципальному образованию "Город Вологда" в лице Администрации города Вологды, Вологодской области в лице Департамента финансов и Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.09.2013 решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований к Вологодской области в лице Департамента финансов и с Вологодской области в лице Департамента финансов в пользу Общества взыскано 852 366 руб. 44 коп.
В иске к Департаменту градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды отказано.
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент финансов просит постановление суда апелляционной инстанции в части удовлетворения иска к Вологодской области отменить и в этой части принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению подателя жалобы, фактические затраты истца на перевозку льготной категории граждан документально не подтверждены.
В судебном заседании представители Департамента финансов поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность постановления суда апелляционной инстанции в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Общество в сентябре 2012 года осуществляло перевозки льготных категорий граждан на городских и внутрирайонных маршрутах общественного транспорта Вологодского муниципального района по единым именным льготным месячным проездным билетам (далее - ЕИЛМПБ).
Согласно расчету Общества сумма недополученных доходов за указанный период составила 864 936 руб. 84 коп.
Сославшись на то, что за счет средств соответствующих бюджетов расходы по перевозке пассажиров по ЕИЛМПБ не компенсированы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, проверив расчет Общества и признав за ним право на компенсацию убытков, удовлетворил иск в части суммы затрат на перевозку льготных категорий граждан областного регистра, взыскав ее с Департамента градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о праве Общества на компенсацию убытков, однако удовлетворил иск за счет надлежащего ответчика, каковым признал Вологодскую область.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Законом Вологодской области от 10.12.2007 N 1704-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области" (далее - Закон области) предусмотрено, что лица, указанные в пунктах 1-3 статьи 1 и части 1 статьи 2 настоящего Закона, имеют право на приобретение по месту жительства ЕИЛМПБ стоимостью 300 руб. для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов (в границах административного района).
В силу статьи 6 Закона Вологодской области от 22.12.2005 N 1393-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере предоставления мер социальной поддержки при проезде на транспорте на территории Вологодской области" финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций с выделением отдельной строкой и расшифровкой по каждому муниципальному образованию.
Порядок предоставления и расходования субвенций, передаваемых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, определяется Правительством области, в части осуществления государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области - с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.01.2008 N 138 утвержден Порядок определения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан по ЕИЛМПБ, согласно которому транспортными организациями ежемесячно в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области представляется отчет о затратах при предоставлении проезда по единому проездному билету отдельным категориям граждан, установленным статьей 1 Закона области.
Общество представило отчет недополученных доходов за сентябрь 2012 года, составивших 864 936 руб. 84 коп. (по льготным категориям граждан областного регистра - в сумме 852 366 руб. 44 коп., федерального регистра - в сумме 12 570 руб. 40 коп.).
Суд первой инстанции, проверив отчет на его соответствие представленной информации, а также исходя из отсутствия возражений ответчиков относительно суммы недополученных доходов, пришел к выводу об обоснованности исковых требований, удовлетворив иск в части за счет Департамента градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что выделение средств на возмещение затрат перевозчиков из областного бюджета в 2012 году было произведено в полном объеме.
Апелляционный суд, повторно рассмотрев дело и установив, что выделенных в 2012 году средств из областного бюджета оказалось недостаточно для полного возмещения расходов перевозчиков при предоставлении проезда по ЕИЛМПБ, поскольку часть этих средств была направлена на погашение задолженности областного бюджета перед перевозчиками за ноябрь, декабрь 2011 года, признал указанный вывод суда первой инстанции ошибочным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Согласно пункту 19 данного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Полно и всесторонне исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что убытки Общества в сумме 852 366 руб. 44 коп. подлежат компенсации за счет казны Вологодской области, отклонив довод Департамента финансов о недоказанности их размера.
Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2012 по делу N А13-114/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента финансов Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.