03 февраля 2014 г. |
Дело N А21-2450/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Асмыковича А.В. и Бурматовой Г.Е.,
при участии от Калининградской областной таможни Волкова Д.А. (доверенность от 17.12.2013 N 05-35/31425), Воробьевой Е.Б. (доверенность от 22.01.2014 N 20),
рассмотрев 27.01.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.06.2013 (судья Мялкина А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013 (судьи Борисова Г.В., Савицкая И.Г., Фокина Е.А.) по делу N А21-2450/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АграТрак" (место нахождения: 238750, Калининградская область, город Советск, улица 9 Января, 26, 10, ОГРН 1113926014454; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий Калининградской областной таможни (место нахождения: 236006, город Калининград, Гвардейский проспект, дом 30, ОГРН 1083925999992; далее - Таможня) по отказу в выпуске товара, заявленного к таможенному оформлению по декларации на товары N 10226060/201212/0022984.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 17.06.2013, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - статей 69 и 196 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС), статьи 220 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ). Податель жалобы полагает, что у судов отсутствовали основания для признания незаконными действий Таможни по отказу в выпуске товара, поскольку реализация права таможенного органа на продление срока выпуска товара зависит от предоставленных декларантом документов и сведений.
В судебном заседании представители Таможни поддержали доводы кассационной жалобы.
Общество о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что Общество (декларант) на основании контракта от 01.11.2012 N 26-021112, заключенного с компанией "UAB DEREMIKA" (Литва), ввезло на таможенную территорию таможенного союза по декларации на товары N 10226060/201212/0022984 товар - "бетононасос марки "PUTZMEISTER" на рамной конструкции, идентификационный номер 22970109103, с распределительной мачтой (длинна 36 м), б\у, 1997 года выпуска, с возможностью установки на шасси грузового автомобиля".
В подтверждение заявленных в названной декларации сведений о товаре декларант представил в таможенный орган договор (контракт) от 02.11.2012 N 26-021112, инвойс от 18.12.2012 N DER 12-0078, международную товарно-транспортную накладную (CMR) от 18.12.2012, экспортную декларацию от 18.12.2012 N 12LTLK4000EK00C062, договор перевозки от 01.11.2012 N 011, счет-фактуру на перевозку от 18.12.2012 N 70, фотографии товара, отчет об определении рыночной стоимости от 19.12.2012 N 02/12-12.
Должностным лицом Таможни проведен таможенный осмотр товара (акт от 21.12.2012 N 10226060/211212/002801), по результатам которого принято решение от 21.12.2012 о проведении дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 ТК ТС.
Таможня в названном решении указала, что Обществу необходимо в срок до 18.02.2013 представить дополнительные документы, сведения и пояснения для подтверждения правильности определения таможенной стоимости спорного товара, а также для выпуска товара в срок до 21.12.2012 заполнить форму - корректировка таможенной стоимости и таможенных платежей и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Решение Таможни от 21.12.2012 с расчетом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в размере 1 532 030 руб. 60 коп. направлено декларанту посредством электронной почты в 18 час. 21 мин. в день его принятия.
В тот же день (21.12.2012) в 20 час. 09 мин. Общество направило посредством электронной почты в адрес Таможни пояснения во исполнение требования о предоставлении дополнительных документов.
21.12.2012 в 20 час. 36 мин. таможенный орган отказал Обществу в выпуске товара, заявленного к таможенному оформлению по декларации на товары N 10226060/201212/0022984.
Общество оспорило действия Таможни по отказу в выпуске товара в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций заявление удовлетворили, сделав вывод о несоответствии оспариваемых действий таможенного органа положениям статей 196 ТК ТС и 220 Закона N 311-ФЗ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с названным Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;
2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с названным Кодексом;
3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с названным Кодексом.
Выпуск товаров осуществляется таможенными органами в срок, не превышающий сроки, указанные в статье 196 ТК ТС (пункт 3 статьи 195 ТК ТС).
Согласно пункту 1 статьи 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено названным Кодексом. Указанный срок включает время проведения таможенного контроля.
Сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным кодексом таможенного союза (пункт 4 статьи 196 ТК ТС).
В силу части 2 статьи 220 Закона N 311-ФЗ продление сроков выпуска товаров в пределах 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, на основании пункта 4 статьи 196 ТК ТС допускается в случаях, если в соответствии с положениями Таможенного кодекса таможенного союза и названного Закона выпуск может быть осуществлен при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт 1), а также проведения дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 ТК ТС (пункт 4) - до предоставления соответствующего обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку (пункт 1 статьи 69 ТК ТС).
При этом из абзаца 3 пункта 1 статьи 69 ТК ТС следует, что до принятия таможенным органом по результатам дополнительной проверки решения в отношении таможенной стоимости товаров контроль таможенной стоимости товаров считается незавершенным.
Если дополнительная проверка не может быть проведена в сроки, установленные статьей 196 ТК ТС для выпуска товаров, то решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров. Выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом в соответствии со статьей 88 ТК ТС.
Исходя из приведенных нормативных положений суд кассационной инстанции полагает, что нормами действующего таможенного законодательства закреплено право декларанта на предоставление соответствующего обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в период проведения таможенным органом дополнительной проверки в отношении товара, заявленного к таможенному оформлению.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, судебные инстанции установили, что 21.12.2012 таможенным органом принято решение о проведении дополнительной проверки и указано на необходимость в срок до 21.12.2012 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, представить обеспечение их уплаты, а через два часа в тот же день Таможня отказала заявителю в выпуске товара.
При таких обстоятельствах следует признать правомерными выводы судов двух инстанций о том, что Таможня лишила Общество возможности совершить действия для выпуска товара, то есть реализовать предоставленное таможенным законодательством право на внесения обеспечения уплаты таможенных платежей.
Довод подателя жалобы о том, что решение о продлении срока выпуска товаров является не обязанностью таможенного органа, а его правом, не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции, поскольку продление срока выпуска товара предполагает проведение и завершение форм таможенного контроля, осуществляемого таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза (подпункт 31 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.06.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013 по делу N А21-2450/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.