18 февраля 2014 г. |
Дело N А56-34220/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Марковой М.М. (доверенность от 26.12.2013 N Ю-11/196) и Мосякиной Ю.П. (доверенность от 26.12.2013 N Ю-11/198), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу Шевердина А.Л. (доверенность от 06.02.2013 N 03-11-04/01886),
рассмотрев 18.02.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 по делу N А56-34220/2013 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Загараева Л.П.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная улица, дом 2, ОГРН 1037739877295 (далее - Общество, ОАО "РЖД"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 190068, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 133, ОГРН 1047835000256 (далее - Инспекция), от 14.03.2013 N 115 об отказе в осуществлении зачета (возврата) и об обязании налогового органа возвратить излишне взысканные суммы единого социального налога (далее - ЕСН), пеней и штрафа с начислением процентов.
Решением суда первой инстанции от 08.08.2013 (судья Саргин А.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 28.10.2013 решение суда от 08.08.2013 отменено, заявление Общества удовлетворено. Суд признал недействительным оспариваемое решение Инспекции и обязал налоговый орган возвратить ОАО "РЖД" 34 961 руб. ЕСН в части, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ), 10 825 руб. 10 коп. пеней и 6992 руб. 20 коп. штрафа с начислением процентов в порядке статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) с 29.05.2010 по день фактического возврата.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм статей 78 и 79 НК РФ и статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции по данному делу.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемое постановление апелляционного суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу Инспекции - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы кассационной жалобы, а представители ОАО "РЖД" возражали против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ОАО "РЖД" обратилось в Инспекцию с заявлением от 04.03.2013 N 102 (том дела 1, листы 18 - 19) о возврате излишне взысканных сумм ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ, пеней и штрафа. В подтверждение наличия переплаты налогоплательщик сослался на то, что спорные суммы, доначисленные по решению Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6, уплачены на основании выставленного Инспекцией требования. Однако впоследствии вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 30.03.2012 по делу N А40-47856/10-107-250 решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 от 20.11.2009 N 13-11/614343 в части спорных доначислений признано недействительным.
Инспекция решением от 14.03.2013 N 115 (том дела 1, лист 9) отказала в возврате налога, пеней и штрафа. Налоговый орган указал на то, что с 19.12.2011 в связи со сменой местонахождения обособленное подразделение ОАО "РЖД" - Санкт-Петербургская - Витебская дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6.
Посчитав решение налогового органа незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал налогоплательщику в удовлетворении заявления. Принимая такое решение, суд исходил из того, что согласно статьям 78 и 79 НК РФ возврат излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм налога, пеней и штрафа должен производиться налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявление ОАО "РЖД".
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов. Возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов, пеней и штрафов производится в порядке, установленном главой 12 названного Кодекса.
Порядок возврата (зачета) налоговыми органами сумм излишне уплаченных (перечисленных) налогоплательщиком, налоговым агентом или плательщиком сборов налогов, пеней и штрафов установлен статьей 78 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном этой статьей. Правила, установленные статьей 79 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (пункт 9 статьи 79 НК РФ).
Излишняя уплата налога имеет место в тех случаях, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, то есть без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
Согласно правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 24.04.2012 N 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно: было ли оно произведено на основании налоговой декларации, в которой оспариваемая сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки. При этом способ исполнения такой обязанности - самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию - правового значения не имеет.
Из материалов дела следует, что Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 проведена выездная налоговая проверка ОАО "РЖД" и всех его обособленных подразделений (филиалов, представительств, структурных подразделений) в том числе по вопросу правильности исчисления и уплаты ЕСН за период с 01.01.2006 по 31.12.2007. По результатам выездной налоговой проверки принято решение от 20.11.2009 N 13-11/614343, которым, в частности, ОАО "РЖД" по структурному подразделению - Санкт-Петербургская - Витебская дирекция пригородных перевозок "Транском" Октябрьской железной дороги доначислено 34 961 руб. ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ, и 10 825 руб. 10 коп. пеней. Общество также привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 6992 руб. 20 коп. штрафа.
На основании указанного решения Инспекция выставила Обществу требование от 18.05.2010 N 1194 (том дела 1, листы 16 - 17) об уплате доначисленных сумм налога, пеней и штрафа.
Согласно имеющимся в деле платежным поручениям от 28.05.2010 N 885, 809 и 810 (том дела 1, листы 10 - 12) Общество уплатило 34 961 руб. ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ, 10 825 руб. 10 коп. пеней и 6992 руб. 20 коп. штрафа.
Решение Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 от 20.11.2009 N 13-11/614343 в части спорных сумм ЕСН, пеней и штрафа по заявлению ОАО "РЖД" признано недействительным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 30.03.2012 по делу N А40-47856/10-107-250. Законность и обоснованность выводов суда подтверждена постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2012 и Федерального арбитражного суда Московского округа от 05.12.2012 по названному делу.
Признание судом решения Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 недействительным относительно доначисления 34 961 руб. ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ, 10 825 руб. 10 коп. пеней и 6992 руб. 20 коп. штрафа послужили основанием для квалификации указанных сумм как излишне взысканных с применением к ним правил статьи 79 НК РФ.
Пункт 3 статьи 79 НК РФ устанавливает, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 79 НК РФ, процентов на эту сумму.
В соответствии с пунктом 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Основанием для отказа Обществу в возврате излишне взысканных сумм ЕСН, пеней и штрафа явилось то, что структурное подразделение - Санкт-Петербургская - Витебская дирекция пригородных перевозок с 19.12.2011 снято с налогового учета в Инспекции (том дела 1, лист 91). Иных оснований для отказа в оспариваемом решении налогового органа не приведено.
В отличие от нормы пункта 2 статьи 78 НК РФ, прямо предусматривающей, что зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, в статье 79 НК РФ, регулирующей порядок возврата излишне взысканного налога, таких положений не содержится.
Более того, судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела обоснованно принято во внимание, что на момент обращения Общества в Инспекцию с заявлением от 04.03.2013 ОАО "РЖД" состояло на учете в этом налоговом органе о месту нахождения обособленного подразделения - Санкт-Петербургская - Балтийская дистанция пути - структурное подразделение Октябрьской дирекции инфраструктуры - структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (том дела 1, лист 30).
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения. Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Согласно статье 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 08.11.2005 N 438-О, в связи с тем, что Налоговый кодекс Российской Федерации не разграничивает компетенцию налоговых органов, их полномочия должны осуществляться с надлежащей степенью взаимодействия, с тем чтобы исключить возможность проведения параллельных контрольных процедур и, как следствие, возложения на налогоплательщиков дополнительных обременений, связанных с выполнением требований сразу нескольких налоговых органов.
Поскольку с 15.06.2012 ОАО "РЖД" по месту нахождения структурного подразделения в Санкт-Петербурге поставлено на налоговый учет в Инспекции, заявление Общества от 04.03.2013 N 102 о возврате излишне взысканных сумм ЕСН, пеней и штрафа не может рассматриваться как не порождающее правовых последствий, предусмотренных статьей 79 НК РФ. Не может служить основанием для того, чтобы рассматривать заявление Общества как не порождающее соответствующих правовых последствий, и то обстоятельство, что структурное подразделение Общества - Санкт-Петербургская - Витебская дирекция пригородных перевозок снято с налогового учета в Инспекции с 19.12.2011.
Удовлетворяя заявление Общества, суд апелляционной инстанции руководствовался нормами статей 21, 32 и 79 НК РФ и принял во внимание, что ОАО "РЖД" состоит на налоговом учете в Инспекции, спорные суммы ЕСН, пени и штрафа имеют статус излишне взысканных и подлежат возврату с начислением процентов со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата в порядке, установленном пунктом 5 статьи 79 НК РФ.
Проверив расчет заявителя, суд признал его правильным по праву и размеру. На наличие ошибок в расчете процентов Инспекция не ссылается.
Доводы, приведенные налоговым органом в кассационной жалобе, рассмотрены и отклонены судом апелляционной инстанции как не соответствующие налоговому законодательству, в частности, положениям статьи 79 НК РФ.
Несогласие Инспекции с выраженной судом оценкой представленным доказательствам и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не может являться основанием для отмены (изменения) обжалуемого постановления суда. Нарушений или неправильного применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 по делу N А56-34220/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.