г. Санкт-Петербург |
|
28 октября 2013 г. |
Дело N А56-34220/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии:
от истца (заявителя): Маркова М.М. по доверенности от 18.03.2013
от ответчика (должника): Шевердин А.Л. по доверенности от 06.02.2013 N 03-11-04/01886
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19977/2013) ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.08.2013 по делу N А56-34220/2013 (судья Саргин А.Н.), принятое
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к Межрайонной ИФНС России N 8 по Санкт-Петербургу о признании решения налогового органа от 14.03.2012 N 115 незаконным
установил:
ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295, далее - общество) обратилось в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, налоговый орган) об отказе возвратить излишне взысканные суммы налога, выраженного в письме N 115 от 14.03.2013 г., и обязании инспекции возвратить излишне взысканные суммы ЕСН, пени и штрафа с начислением процентов.
Решением суда первой инстанции от 08.08.2013 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель Общества требования по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель инспекции с жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 6 в отношении Общества проведена выездная налоговая проверка соблюдения требований налогового законодательства.
По результатам проверки инспекцией вынесено решение N 13-11/614343 от 20.11.2009, которым налогоплательщику доначислен в том числе ЕСН в сумме 34 961 рубль, пени в сумме 10 825,10 рублей, штраф в сумме 6 992,20 рублей.
После вступления решения инспекции в законную силу в адрес Общества выставлено требование N 1194 от 18.05.2010 на уплату доначисленных ЕСН, пени и санкций.
По требованию инспекции Обществом платежными поручениями N 885, N 809, N 810 от 25.05.2010 произведена уплата ЕСН в сумме 34 961 рубль, пени в сумме 10 825,10 рублей, штраф в сумме 6 992,20 рублей.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А40-47856/10-107-250 решение инспекции N 13-11/614343 от 20.11.2009, в части доначисления ЕСН в сумме 34 961 рубль, пени в сумме 10 825,10 рублей, штраф в сумме 6 992,20 рублей, признано недействительным.
04.03.2013 Общество обратилось в Межрайонную ИФНС России N 8 по Санкт-Петербургу с заявлением о возврате излишне взысканного ЕСН в сумме 34 961 рубль, пени в сумме 10 825,10 рублей, штраф в сумме 6 992,20 рублей.
Решением налогового органа N 115 от 14.03.2013 отказано в возврате излишне взысканного налога, пени и санкций. Основанием для отказа в возврате явилось то обстоятельство, что обособленное подразделение ОАО "РЖД" Санкт-Петербургская Витебская дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении 19.12.2011 передана на налоговый учет в МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 по г. Москве.
Считая отказ Межрайонной ИФНС России N 8 по Санкт-Петербургу в возврате излишне взысканного налога не соответствующим требованиям налогового законодательства и нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения инспекции и обязании возвратить излишне взысканные налог, пени и санкций с начислением процентов в порядке ст. 79 НК РФ.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, указал, что поскольку обособленное подразделение с 19.12.2011 снято с учета МИ ФНС России N 8 по СПб, в силу ст.ст. 78, 79 НК РФ возврат должен производиться налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса предусмотрено, что налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 79 НК РФ возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 НК РФ.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов (пункт 9 статьи 79 Кодекса).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 24.04.2012 N 16551/11.указал на то, что оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно, было ли оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.
При этом способ исполнения указанной обязанности: самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию - правового значения не имеет.
Субъект налоговых правоотношений, самостоятельно исполнивший решения налоговых органов, как законопослушный участник этих правоотношений не может быть поставлен в условия, худшие, нежели субъект, решения налоговых органов в отношении которого исполнялись принудительно.
Следовательно, признание решения инспекции о доначислении налога, пени и штрафа недействительным, является основанием для квалификации уплаченных по данному решению налога, пени и штрафа как излишне взысканных.
Факт излишнего взыскания ЕСН в сумме 34 961 рубль, пени в сумме 10 825,10 рублей, штраф в сумме 6 992,20 рублей подтвержден материалами дела и не опровергается налоговым органом.
Доказательства наличия у налогоплательщика недоимка по налогам, пеням и налоговым санкциям в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах ЕСН в сумме 34 961 рубль, пени в сумме 10 825,10 рублей, штраф в сумме 6 992,20 рублей подлежит возврату на расчетный счет Обществу как незаконно взысканная.
Из содержания пункта 3 статьи 79 Кодекса следует, что в случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 79 НК РФ, процентов на эту сумму.
Согласно пункту 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пунктом 9 статьи 79 НК РФ предусмотрено, что такие же правила применяются в отношении возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафа.
Поскольку решение налогового органа о доначислении Обществу ЕСН, пени и санкций в рамках рассмотрения арбитражного дела N А40-47856/10-107-признано судом недействительным, а неправомерно начисленная сумма задолженности, которая уплачена налогоплательщиком в бюджет, подлежит возврату ОАО "РЖД" правомерно обратилось с заявлением о начислении налоговым органом процентов в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 79 НК РФ.
Отказывая обществу в удовлетворении требований, суд первой инстанции указал, что налоговая инспекция неполномочна рассматривать заявление о возврате обществу излишне взысканных сумм налогов, пени, штрафа, и, соответственно, принимать какие-либо решения по данному заявлению, поскольку общество 19.12.2011снято с учета в указанном налоговом органе в связи с переводом обособленного подразделения (Санкт-Петербургская Витебская дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении).
Указанный вывод апелляционный суд считает ошибочным.
Системный анализ положений статьи 79 НК РФ в совокупности с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21, пунктом 1 статьи 30 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса позволяет сделать вывод об отсутствии у налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения, снятого с учета, правовых оснований к отказу в возврате сумм излишне взысканного налога из бюджета, в который произошла переплата, учитывая, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" изменение места учета налогоплательщика само по себе не влияет на состояние его правоотношений с налоговыми органами. По поданным и не рассмотренным налоговым заявлениям налоговый орган по прежнему месту учета соответствующего налогоплательщика обязан вынести решения по существу, а также совершить необходимые действия, связанные с принятием и исполнением этих решений.
Кроме того, материалами дела установлено, что Общество с 02.05.2012 состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Санкт-Петербургу по месту нахождения обособленного подразделения Санкт-Петербург-Балтийская дистанция пути (л.д. 141).
Таким образом, по состоянию на дату подачи заявления о возврате излишне взысканных ЕСН, пени и штрафа (04.03.2013) Общество состояло на налоговом учете в Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Санкт-Петербургу по месту нахождения обособленного подразделения, в связи с чем правовые основания для отказа в возврате излишне взысканного налога у инспекции не имелось.
Территориальные органы Федеральной налоговой службы образуют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
В силу указанного, а также принимая во внимание то обстоятельство, что на момент рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанциях Общество также состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Санкт-Петербургу по месту нахождения обособленного подразделения, апелляционный суд не усматривает препятствий для исполнения судебного акта налоговым органом, на которого законом возложена обязанность по восстановлению прав налогоплательщика.
При таких обстоятельствах требования ОАО "РЖД" о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Санкт-Петербургу об отказе возвратить излишне взысканные суммы налога, и обязании возвратить излишне взысканные суммы налога, пени и штрафа с начислением процентов подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.08.2013 по делу N А56-34220/2013 отменить.
Признать незаконным решение Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Санкт-Петербургу от 14.03.2013 N 115.
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России N 8 по Санкт-Петербургу возвратить ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295) излишне уплаченный ЕСН в сумме 34 961 рублей, пени в сумме 10 825,10 рублей, штраф в сумме 6 992,20 рублей с начислением процентов в порядке ст. 79 НК РФ с 29.05.2010 по день фактического возврата.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-34220/2013
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N8 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-259/14
28.10.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19977/13
08.08.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-34220/13