19 февраля 2014 г. |
Дело N А56-30037/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю.,
судей Афанасьева С.В. и Малышевой Н.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Трансойл" Корниец О.Н. (доверенность от 31.12.2013), Левшенкова И.Г. (доверенность от 31.12.2013), Колбинцева А.О. (доверенность от 28.10.2013), от открытого акционерного общества "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" Самойлова Е.М. (доверенность от 28.03.2013),
рассмотрев 18.02.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2013 (судья Радынов С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2013 (судьи Глазков Е.Г., Медведева И.Г., Тойвонен И.Ю.) по делу N А56-30037/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Трансойл", место нахождения: 197046, Санкт-Петербург, Петроградская набережная, дом 18А, ОГРН 1037835069986 (далее - ООО "Трансойл"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "ГАЗПРОМ НЕФТЬ", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, улица Галерная, дом 5, литера А, ОГРН 1025501701686 (далее - ОАО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ"), о взыскании 18 134 070 руб. 40 коп. убытков и 13 720 700 руб. штрафной неустойки.
Исковые требования указаны с учетом их уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2013 с ОАО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" в пользу ООО "Трансойл" взыскано 8 217 739 руб. 39 коп. убытков и 8 848 500 руб. штрафной неустойки, в остальной части в иске отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2013 решение от 11.02.2013 изменено, с ОАО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" в пользу ООО "Трансойл" взыскано 18 134 070 руб. 40 коп. убытков и 13 720 700 руб. штрафной неустойки.
В кассационной жалобе и дополнении к ней ОАО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ", ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит названные решение и постановление отменить, а дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В обоснование доводов жалобы ОАО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" указывает на то, что ООО "Трансойл" не представило надлежащим образом оформленных подтверждающих документов в обоснование требований о взыскании убытков и штрафной неустойки за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии; условиями договора от 04.05.2006 N 3343 не предусмотрена обязанность ОАО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" по очистке котлов цистерн от остатков грязи, льда и шлама; договор от 04.05.2006 N 3343 не подлежит применению, так как доказательства предоставления вагонов-цистерн по данному договору не представлены; условия для наступления гражданско-правовой ответственности в виде убытков отсутствуют.
ООО "Трансойл" представило отзыв на кассационную жалобу, в которой возражает против доводов кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель ОАО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" поддержал кассационную жалобу, а представители ООО "Трансойл" просили в удовлетворении жалобы отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Трансойл" (исполнитель) и открытое акционерное общество "Сибирская нефтяная компания" (правопредшественник ОАО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ"; клиент) заключили договор от 04.05.2006 N 3343 (далее - договор).
По условиям договора исполнитель обязан выполнить и/или организовать выполнение услуг, предусмотренных настоящим договором, связанных с перевозкой нефти и нефтепродуктов/нефтехимии клиента железнодорожным транспортом со станции Комбинатская Западно-Сибирской железной дороги по территории России, стран СНГ и на экспорт. В свою очередь клиент обязуется принять эти услуги и оплатить их стоимость.
Согласно пункту 2.1.4 договора и пунктам 2.1.4, 2.1.5 дополнительного соглашения от N 19 к нему (далее - дополнительное соглашение N 19) установлена обязанность клиента обеспечить после выгрузки груза отправку порожних цистерн на станцию Комбинатская Западно-Сибирской железной дороги в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии. При этом коммерчески пригодными являются опломбированные порожние цистерны, которые очищены от остатков груза и иных продуктов, перевозимых в цистерне ранее, с которыми произведены все действия, определенные правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (далее - Правила N 25), утвержденными приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 25.
В пункте 5 дополнительного соглашения N 19 предусмотрено, что клиент несет ответственность в случае прибытия цистерны в порожнем состоянии на станцию Комбинатская Западно-Сибирской железной дороги (или иную станцию согласованную сторонами), в технически неисправном и/или коммерчески непригодном состоянии. При этом исполнитель вправе потребовать от клиента возмещения убытков, а также уплаты штрафной неустойки в случае прибытия порожней цистерны в коммерчески непригодном состоянии.
Стороны установили, что коммерчески пригодными являются опломбированные порожние цистерны, которые очищены от остатков груза и иных продуктов, перевозимых в цистернах ранее, с которыми произведены все действия, определенные приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 25 (пункт 2.1.4 дополнительного соглашения N 19).
При этом исполнитель и клиент согласовали в пункте 5 дополнительного соглашения N 19 перечень документов, при наличии которых претензия исполнителя считается обоснованной и подлежит удовлетворению:
- оригиналы железнодорожных накладных относительно перевозки порожнего вагона (пункт 5.2);
- заверенные копии актов, оформленных в соответствии с требованиями Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ года N 45 от 18.06.2003 (пункт 5.3), в частности, акты формы ГУ-7а, подтверждающие коммерческую непригодность цистерны по причине выявления остатков груза более нормы, установленной привалами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки (пункт 5.3.3).
Также пунктом 5 дополнительного соглашения N 19 установлено, что должны быть представлены заверенные копии документов, подтверждающих выполнение работ по ремонту и/или приведению в надлежащее коммерческое состояние, копии документов, подтверждающих оплату произведенных работ.
Под убытками исполнителя, подлежащими возмещению, понимаются, в частности, реально понесенные расходы на приведение цистерны в коммерчески пригодное состояние. Размер штрафной неустойки согласован сторонами в размере 1 700 руб. за каждую цистерну, прибывшую в коммерчески непригодном состоянии.
Из актов формы ГУ-7а следует, что в период с июня 2010 по декабрь 2011 года на станции Комбинатская Западно-Сибирской железной дороги был произведен возврат 8 071 порожних цистерн с остатками ранее перевозимого груза.
До декабря 2010 акты формы ГУ-7а по фактам недослива груза из цистерн подписывались перевозчиком - открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
С декабря 2010 года представители перевозчика отказывались подписывать акты формы ГУ-7а, при этом факты отказа перевозчика от участия в подписании актов формы ГУ-7а фиксировались актами общей формы ГУ-23. Акты общей формы составлялись в присутствии представителя перевозчика и подписывались двумя представителями открытого акционерного общества "Первая грузовая компания". В актах зафиксировано: прибытие вагонов с исправным ЗПУ, недослив ранее перевозимого груза и составление акта ГУ-7а, предъявление данного акта представителю перевозчика на подпись и отказ данного представителя ОАО "РЖД" от подписи.
ООО "Трансойл" направило ОАО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" претензии с требованием оплатить штраф и понесенные убытки (расходы на приведение цистерн в коммерчески пригодное состояние).
В связи с отказом ОАО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" оплатить штраф и убытки, ООО "Трансойл" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, посчитав обоснованными требования подтвержденные актами формы ГУ-7а, составленными с участием перевозчика в отношении 5205 цистерн, и удовлетворил иск частично.
Апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что акты по форме ГУ-7а составлены надлежащим образом в отношении всех спорных цистерн, изменила решение суда первой инстанции, удовлетворив иск в полном объеме.
Кассационная инстанция считает выводы суда апелляционной инстанции правильными и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по следующим обстоятельствам.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с разделом 8 Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - приказ N 45), факт обнаружения в пунктах налива или на промывочно-пропарочной станции цистерн с остатком груза более нормы, установленной правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, в обязательном порядке должен быть удостоверен актом о недосливе цистерны по форме ГУ-7а.
Основным доводом кассационной жалобы ОАО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" является ссылка ответчика на отсутствие надлежащим образом оформленных подтверждающих документов относительно обнаружения коммерчески непригодного состояния цистерн.
Из представленных в материалы дела актов по форме ГУ-7а следует, что они составлены надлежащим образом в соответствии с правилами утвержденными приказом N 45. Правильность составления спорных актов по форме ГУ-7а являлась предметом подробной оценки суда апелляционной инстанции.
Статья 15 ГК РФ раскрывает понятие убытков. Под убытками законодатель понимает расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В данном случае пунктом 5 договора предусмотрена ответственность ОАО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" за коммерчески непригодное состояние цистерн и предусмотрено право ООО "Трансойл" требовать возмещения убытков и уплаты неустойки за прибытие цистерн в порожнем состоянии на станцию Комбинатская Западно-Сибирской железной дороги в коммерчески непригодном состоянии.
Прибытие спорных цистерн на станцию Комбинатская Западно-Сибирской железной дороги в коммерчески непригодном состоянии подтверждается материалами дела.
Расходы ООО "Трансойл" на приведение коммерчески пригодного состояния цистерн подтверждается представленными в дело актами формы ВУ-20.
В таком случае судом апелляционной инстанции правильно установлена причинно-следственная связь между нарушением ОАО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" условий договора и убытками ООО "Трансойл".
Доводы кассационной жалобы о том, что условия договора не подлежат применению, нельзя признать обоснованными, так как между сторонами заключен договор в том числе и на предоставление вагонов-цистерн, факт их предоставления не оспаривается сторонами и по существу свидетельствует об исполнении договора.
При таком положении выводы суда апелляционной инстанций об обоснованности требования ООО "Трансойл" о взыскании убытков и штрафной неустойки являются правильными, в связи с чем кассационная жалоба ОАО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" не подлежит удовлетворению. Доводы, изложенные в ней, были предметом подробного рассмотрения апелляционной инстанции, и фактически направлены на переоценку выводов суда апелляционной инстанции, в то время как оснований для их переоценки не имеется.
Нарушений названным судом норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены принятого по делу постановления, кассационной инстанцией не установлено.
Поскольку постановлением от 06.09.2013 решение суда от 11.02.2013 изменено, оставлению без изменения подлежит именно постановление от 06.09.2013.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2013 по делу N А56-30037/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
Судьи |
С.В. Афанасьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.