25 февраля 2014 г. |
Дело N А56-66102/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Кустова А.А. и Никитушкиной Л.Л.,
при участии от открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" Фаевой Д.Ю. (доверенность от 17.02.2014 N 118-14), Малининой Е.С. (доверенность от 17.02.2014 N 117-14), Целикова Д.В. (доверенность от 19.12.2013 N 823-13), от общества с ограниченной ответственностью "РКС-энерго" Масленникова Д.А. (доверенность от 09.12.2013), от открытого акционерного общества "Петербургская сбытовая компания" Коноваловой Д.В. (доверенность от 14.02.2014 N 21-053), Стафутиной Н.С. (доверенность от 30.12.2013 N 440-053), от комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области Мельникова Н.Е. (доверенность от 22.04.2011),
рассмотрев 19.02.2014 в открытом судебном заседании кассационные жалобы комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, открытого акционерного общества "Петербургская сбытовая компания" и общества с ограниченной ответственностью "РКС-энерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2013 по делу N А56-66102/2012 (судьи Хохлов Д.В., Соколова Н.Г., Калайджян А.А.),
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго", место нахождения: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300 (далее - Ленэнерго), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействующим пункта 1 приложения к приказу комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, место нахождения: 193311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843016628 (далее - Комитет) от 28.09.2012 N 115-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 13 июля 2012 года N 87-п "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Ленинградской области на 2012 год" (далее - Приказ N 115-п) как не соответствующего части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), пункту 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), пунктам 27, 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены открытое акционерное общество "Петербургская сбытовая компания", место нахождения: 195009, Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 11, ОГРН 1057812496818 (далее - Компания), и общество с ограниченной ответственностью "РКС-энерго", место нахождения: 187326, Ленинградская обл., Кировский р-н, пгт. Приладожский, д. 23, лит. А, ОГРН 1023301459356 (далее - Общество).
Решением суда первой инстанции от 02.12.2013 пункт 1 приложения к Приказу Комитета N 115-п признан недействующим как не соответствующий части 1 статьи 6 Закона N 35-ФЗ, пункту 71 Основ ценообразования, пунктам 27, 49 Методических указаний.
В кассационной жалобе Комитет, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, просит его отменить и в удовлетворении заявления отказать.
По мнению Комитета, в настоящем случае отсутствуют предусмотренные статьей 192 АПК РФ основания для признания нормативного акта недействующим.
В кассационных жалобах Общество и Компания указывают на несогласие с выводами суда, изложенными в мотивировочной части вынесенного по делу судебного акта; просят изменить решение от 02.12.2013, исключив из его мотивировочной части следующий вывод:
"Вместе с тем, суд соглашается с позицией заявителя о том, что подпункт 1.2.1 Приложения к Приказу подлежит признанию недействующим, поскольку тарифная ставка, установленная для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в размере 526,71 руб./МВт.ч, учитывает понижающий коэффициент 0,43 (относительно базовой ставки, указанной в пункте 1.1 приложения к Приказу, в размере 1 221,62 руб./МВт.ч), что является прямым нарушением пункта 71 Основ ценообразования, пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" и пункта 27 Методических указаний".
Доводы жалоб Общества и Компании сводятся к следующему. По их мнению, пункт 71 Основ ценообразования и пункт 27 Методических указаний содержат требование о применении понижающего коэффициента 0,7 для определенных категорий потребителей при утверждении тарифов на электрическую энергию. Отмечают, что в настоящем деле оспаривается тариф на услуги по передаче электрической энергии.
Как полагают податели жалобы, действующее законодательство не содержит требований о необходимости применения какого-либо определенного коэффициента при утверждении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для населения, проживающего в сельских населенных пунктах и городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками.
В представленном отзыве на кассационные жалобы Ленэнерго просит оставить в силе обжалуемый судебный акт, считая его законным и обоснованным, а доводы, изложенные в кассационных жалобах, несостоятельными.
В судебном заседании представители Комитета, Общества и Компании подтвердили доводы, приведенные в своих кассационных жалобах. Представители Ленэнерго возражали против удовлетворения жалоб по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, приказом Комитета от 13.07.2012 N 87-п установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Ленинградской области на 2012 год, действующие с 01.07.2012 по 31.12.2012. Согласно пункту 1 приложения к названному приказу для группы "население" установлен одноставочный тариф в размере 1326,98 руб./МВт.ч (133 коп./кВт.ч).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2012 пункт 1 приложения к названному приказу признан недействующим. В решении указано на то, что установленный тариф на услуги по передаче электрической энергии превышает разницу между средневзвешенной ценой продажи электрической энергии населению и средневзвешенной стоимостью покупки гарантирующими поставщиками электрической энергии для населения на оптовом рынке. В этой связи Комитет Приказом N 115-п установил новые тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Ленинградской области на 2012 год, в том числе пунктом 1 приложения к Приказу установлены следующие тарифы для группы "Население":
1.1) Для населения и приравненных к нему категорий, за исключением указанных в пункте 1.2:
-одноставочный тариф в размере 1221,62 руб./МВт.ч;
- тариф, дифференцированный по зонам суток:
пиковая зона - в размере 1230,10 руб./МВт.ч;
ночная зона - в размере 26,71 руб./МВт.ч;
1.2) Для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками:
-одноставочный тариф в размере 526,71 руб./МВт.ч;
- тариф, дифференцированный по зонам суток:
пиковая зона - в размере 535,18 руб./МВт.ч;
ночная зона - в размере 26,71 руб./МВт.ч.
Полагая, что пункт 1 приложения к Приказу N 115-п не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы Ленэнерго в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, признал пункт 1 приложения к Приказу N 115-п не соответствующим части 1 статьи 6 Закона N 35-ФЗ, пункту 71 Основ ценообразования, пунктам 27, 49 Методических указаний и недействующим полностью.
Проверив законность принятого при рассмотрении дела решения и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (часть 6 статьи 194 АПК РФ).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.10.2011 N 240-э/5 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей на 2012 год" в отношении Ленинградской области с 01.07.2012 установлен максимальный уровень тарифа на электрическую энергию, поставляемую населению, в размере 275 коп./кВт.ч с НДС (233 коп./кВт.ч без НДС).
Согласно пункту 49 Основ ценообразования расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 названных Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Пунктом 27 Методических указаний определены 3 группы потребителей: 1 группа - базовые потребители, 2 группа - население, 3 группа - прочие потребители. При этом к тарифной группе "население" отнесены граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды.
Пунктами 1.1.2 и 1.2.2 приложения к Приказу N 115-п установлены тарифы, дифференцированные по зонам суток.
Вместе с тем, как верно отмечено судом первой инстанции, возможность дифференциации тарифов на услуги по передаче электрической энергии по зонам суток действующим законодательством не предусмотрена.
На основании изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что пункты 1.1.2 и 1.2.2 приложения к Приказу N 115-п, устанавливающие тарифы, дифференцированные по зонам суток, противоречат пунктам 27, 49 Методических указаний, в связи с чем подлежат признанию недействующими.
В соответствии с пунктом 10 Методических указаний регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:
- средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком, энергоснабжающей организацией, энергосбытовой организацией, к числу потребителей которой относится население, на оптовом и розничном рынках по регулируемым тарифам (ценам). Затраты гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций на приобретение электрической энергии включают расходы, связанные с оплатой мощности на оптовом рынке;
- сумма тарифов на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию, за исключением услуг по передаче электрической энергии;
- сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;
- стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности) - в случае, если электрическая энергия (мощность) поставляется на основании договора энергоснабжения.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.
Пунктом 71 Основ ценообразования установлено, что для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, до 30.06.2012 при оплате электроэнергии, использованной на указанные цели, к тарифам на электрическую энергию применяется понижающий коэффициент 0,7.
В данном случае Приказом N 115-п установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии. Таким образом, суд первой инстанции необоснованно согласился с доводом заявителя о том, что применение понижающего коэффициента 0,43 при установлении тарифа для населения, поименованного в подпункте 1.2 приложения к Приказу N 115-п, является нарушением пункта 71 Основ ценообразования и пункта 2 Постановления N 1444.
В отзыве на кассационные жалобы Ленэнерго также указывает на то, что нигде в решении суд первой инстанции не делает вывод о том, что понижающий коэффициент 0,7 должен применяться к тарифу на услуги по передаче электрической энергии.
Вместе с тем, поскольку названный вывод суда, изложенный в мотивировочной части, не привел к принятию неправильного решения, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Другие выводы суда первой инстанции Общество, Комитет и Компания не оспаривают.
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило 2 000 руб. государственной пошлины по платежному поручению от 20.12.2013 N 6183. Однако согласно пункту 12 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по кассационной жалобе в настоящем случае составляет 1 000 руб. Следовательно, Обществу следует возвратить 1 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2013 по делу N А56-66102/2012 оставить без изменения, а кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "РКС-энерго", Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области и открытого акционерного общества "Петербургская сбытовая компания" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "РКС-энерго", место нахождения: 187326, Ленинградская обл., Кировский р-н, пгт. Приладожский, д. 23, лит. А, ОГРН 1023301459356, из федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы.
Председательствующий |
В.К. Серова |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.