04 марта 2014 г. |
Дело N А26-864/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Константинова П.Ю. и Самсоновой Л.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" Зосим В.С. (доверенность от 28.11.2013 N 191), от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия Панчина А.В. (доверенность от 24.02.2014 N 05-01-614), Никифорова И.Н. (доверенность от 31.10.2013 N 05-01-3671) и Гольденберг П.Г. (доверенность от 29.07.2013 N 05-01-2547), от Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия Фокиной Е.А. (доверенность от 19.02.2014 N 9.1-26-Д) и Власовой О.С. (доверенность от 18.12.2013 N 9.1-338-Д), от Министерства финансов Республики Карелия Толстовой З.В. (доверенность от 27.02.2013 N 16.2-12),
рассмотрев 25.02.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.04.2013 (судья Гарист С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 (судьи Зотеева Л.В., Семенова А.Б., Шульга Л.А.) по делу А26-864/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы", место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Ленина, дом 11 "В", ОГРН 1031000052335 (далее - Общество, ОАО "ПКС"), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными отказов в оформлении корректировки платежей за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения им средств на выполнение природоохранных мероприятий в сумме 16 046 977 руб. 60 коп. за первый, второй и третий кварталы 2012 года, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия (далее - Управление Росприроднадзора, Управление), выраженных в письмах от 21.12.2012 N 07-01-4560 и от 31.01.2013 N 07-01-273 и Правительства Республики Карелия (далее - Правительство РК), выраженных в письмах от 25.12.2012 N 10319 и от 28.12.2012 N 5043/13.1-08.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Управление Росприроднадзора оформить корректировку размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду ОАО "ПКС" за первый, второй и третий кварталы 2012 года в размере 16 046 977 руб. 60 коп. с учетом освоения средств на выполнение Обществом природоохранных мероприятий, а Правительство РК - утвердить объем корректировки размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения ОАО "ПКС" средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачесть средства за первый, второй и третий кварталы 2012 года в размере 16 046 977 руб. 00 коп. в счет платежей Общества за негативное воздействие на окружающую среду.
Определением от 11.02.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК), Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее -Министерство РК), Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Администрация Петрозаводского городского округа (далее - Администрация).
Решением суда первой инстанции от 10.04.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.10.2013, в удовлетворении заявленных требований ОАО "ПКС" отказано.
В кассационной жалобе Общество просит принятые по делу судебные акты отменить, и принять по делу новый - об удовлетворении заявления в полном объеме, ссылаясь на несоответствие содержащихся в них выводов имеющимся в деле доказательствам, а также на нарушение и неправильное применения норм материального права.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Управление, Правительство РК, Министерство РК и Минфин РФ в отзывах на жалобу просят отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представители Управления и Министерства РК поддержали доводы, изложенные в отзывах.
Представитель Минфина РК, возражая против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить судебные акты без изменения.
Минфин РФ, Правительство РК и Администрация извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, ОАО "ПКС" обратилось в Управление Росприроднадзора и Правительство РК с заявлениями о проведении корректировки размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду за первый, второй и третий кварталы 2012 года на сумму 16 046 977 руб. 60 коп., с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий (письма от 03.12.2012 N 105.01-1/917, от 11.12.2012 N 105.01-1/952 и N 105.01-1/953, от 28.12.2012 N 105.01-1/918 и N 105.01-1/1015).
В обоснование наличия оснований для проведения корректировки платежей Общество указало на строительство резервуара - усреднителя промывной воды от блока 1-й ступени очистки, горизонтального отстойника, блока обработки и обезвоживания осадка в рамках реализации проекта "Строительство и реконструкция водопроводных очистных сооружений города Петрозаводска (II этап) Третий пусковой комплекс".
Отказывая в проведении корректировки размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, Управление в письме от 21.12.2012 N 07-01-4560 указало на то, что "документально подтвержденные предприятием виды работ не входят в перечень природоохранных мероприятий, предусмотренных Приложением N 2 к инструктивно-методическим указаниям".
На повторное обращение Общества с заявлением о корректировке в письме от 31.01.2013 N 07-01-273 Управление также указало на отсутствие оснований для его удовлетворения.
Письмом от 25.12.2012 N 10319, направленным в адрес заявителя, Министерство РК сослалось на то, что ОАО "ПКС" не представило согласованный территориальными органами Росприроднадзора план природоохранный мероприятий и объем корректировки размеров платежей, определение которого не входит в полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Минфин РК в письме от 28.12.2012 N 5043/13.1-08, указав на односторонний характер произведенной Обществом корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду, предложило ему погасить имеющуюся задолженность со ссылкой на статью 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), сославшись при этом на информацию Управления о том, что документально подтвержденные ОАО "ПКС" виды работ не входят в перечень природоохранных мероприятий, предусмотренный Приложением N 2 к инструктивно-методическим указаниям.
Полагая отказ в корректировке размеров платежей по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду незаконным, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции сделал вывод о наличии препятствий для корректировки размера платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый, второй и третий кварталы 2012 года в заявленной сумме в связи с отсутствием согласованного с территориальным органам Росприроднадзора плана природоохранных мероприятий, и решения территориального органа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации о включении конкретного мероприятия в "Перечень природоохранных мероприятий", и отказал в удовлетворении заявления Общества.
Апелляционный суд, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, счел оспариваемый отказ обоснованным.
Кассационная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным, порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из смысла статьи 14 Закона N 7-ФЗ мероприятия по корректировке платежей за негативное воздействие на окружающую среду относятся к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды и могут проводиться в установленном порядке по результатам выполнения природоохранных мероприятий природопользователями с учетом освоения ими средств на эти мероприятия.
Корректировка размеров платежей природопользователей за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей предусмотрена пунктом 4 "а" Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Постановление N 632).
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О Постановление N 632 признано соответствующим Конституции Российской Федерации и подлежащим применению судами, другими органами и должностными лицами.
Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденные Приказом Минприроды России от 26.01.1993 (зарегистрированы в Минюсте России 24.03.1993 N 190; далее - Указания), разработаны и утверждены на основании пункта 6 Постановления N 632 и в разделе 6 предусматривают основания отнесения мероприятий к природоохранным и порядок корректировки размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
В силу пункта 6.1 названных Указаний, корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий в соответствии с законодательством осуществляют органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований с участием территориальных органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. Корректировке подлежат 90% платежей за загрязнение, поступающих на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов.
Согласно пункту 6.3 Указаний предложения по корректировке размеров платежей разрабатываются конкретными природопользователями на основе планируемых природоохранных мероприятий, которые согласовываются с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
Как установлено пунктом 6.4 Указаний, конкретные природоохранные мероприятия, затраты на выполнение которых могут засчитываться в общих платежах природопользователя, определяются в соответствии с "Перечнем природоохранных мероприятий".
Пунктом 6.5 Указаний предусмотрено, что основаниями отнесения мероприятий к природоохранным являются: повышение экологичности выпускаемой продукции; сокращение объема потребления природных ресурсов (свежей воды, атмосферного воздуха, земельных, минеральных и лесных ресурсов); сокращение объемов: выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ, размещение отходов; снижение концентрации токсичных выбросов, сбросов загрязняющих веществ.
Из пункта 6.6 Указаний следует, что в случае, если природоохранные и производственные мероприятия осуществляются в комплексе, то включение конкретного мероприятия в Перечень природоохранных мероприятий производится на основании решения территориального органа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. Научно-исследовательские и проектные работы, направленные на обеспечение экологической безопасности производства, также могут засчитываться в счет платежей за загрязнение окружающей природной среды.
В соответствии с пунктом 6.10 Указаний, по представлению природопользователей органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований и территориальные органы Минприроды России могут засчитывать в счет платы за загрязнение окружающей природной среды часть собственных средств природопользователей, направленных на реконструкцию и новые технологии, непосредственно дающие снижение объемов вредных выбросов (сбросов), образующихся отходов.
Объем корректировки размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды конкретного природопользователя определяется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и в соответствии с законодательством утверждается исполнительными органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований или, в случае передачи этих функций, территориальными органами Минприроды России. Величина корректировки уточняется после окончания планового периода (год, квартал) как в сторону снижения, так и в сторону увеличения в зависимости от фактического освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий (пункт 6.12 Указаний).
Как установлено пунктом 6.13 Указаний, оформление корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий осуществляется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
Суды, проанализировав вышеперечисленные правовые нормы, а также положения Федеральных законов от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (в редакции Федерального закона от 03.11.2010 N 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов") и от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", пункт 2 статьи 160.1 БК РФ, пришли к обоснованному выводу о том, что полномочиями по принятию решений о корректировке размеров платежей природопользователей в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом сумм, затраченных на выполнение природоохранных мероприятий, наделены именно Управление Росприроднадзора по Республике Карелия и Правительство Республики Карелия, которые и обязаны с учетом действующих нормативных положений осуществлять корректировку по заявлению хозяйствующих субъектов.
Между тем, анализ вышеприведенных положений Указаний позволяет сделать вывод о том, что планируемые природоохранные мероприятия должны быть согласованы с уполномоченными органами и предложения по корректировке размеров платежей разрабатываются конкретными природопользователями на основе уже согласованных с указанными органами планируемых природоохранных мероприятий. Конкретные природоохранные мероприятия определяются в соответствии с Перечнем природоохранных мероприятий.
При осуществлении природоохранных и производственных мероприятий в комплексе, необходимым основанием для включения конкретного мероприятия в Перечень природоохранных мероприятий является соответствующее решение уполномоченного органа.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие у Общества предусмотренных Указаниями документов (плана природоохранных мероприятий и решения о включении мероприятий в соответствующий перечень природоохранных мероприятий), как на препятствие для корректировки размера платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, апелляционный суд, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, в том числе положительное заключение государственной экспертизы объекта капитального строительства "Строительство и реконструкция водопроводных очистных сооружений города Петрозаводска (II этап)" пришел к выводу об отсутствии оснований для отнесения спорных мероприятий к мероприятиям, перечисленным в пунктах 1.2 и 1.3 Перечня природоохранных мероприятий, содержащихся в Приложении N 2 к Указаниям.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, судами сделан правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Общества.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств по делу, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями статей 286 и 287 АПК РФ.
Оснований для отмены судебных актов, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.04.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 по делу N А26-864/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.