03 марта 2014 г. |
Дело N А05-4823/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Самсоновой Л.А.,
судей Константинова П.Ю., Кудина А.Г.,
при участии от Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области Головизниной И.В. (доверенность от 04.04.2013), Булатовой С.Ф. (доверенность от 20.05.2013 N 03-80/4),
рассмотрев 24.02.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения Архангельской области "Отделение социальной защиты населения по Устьянскому району" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.07.2013 (судья Максимова С.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2013 (судьи Смирнов В.И., Осокина Н.Н., Шумилова Л.Ф.) по делу N А05-4823/2013,
установил:
Государственное казенное учреждение Архангельской области "Отделение социальной защиты населения по Устьянскому району", место нахождения: 165210, Архангельская область, Устьянский район, поселок Октябрьский, улица Ленина, дом 41; ОГРН 1052907033497 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области, место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2 (далее - Управление), от 13.03.2013 N 24-06-10/426 об устранении выявленных нарушений.
Определением от 25.04.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечено Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области (далее - Минтрудсоцразвития).
Определением от 12.07.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Архангельской области (далее - Минфин России).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 29.07.2013 требования Учреждения удовлетворены частично. Признано недействительным проверенное на соответствие нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предписание об устранении выявленных нарушений от 13.03.2013 N 24-06-10/426 в части установления суммы нарушения, превышающей 2 046 126 руб. 49 коп., обязанности перечислить Минтрудсоцразвития необоснованно отвлеченные сверх необходимой потребности в дебиторскую задолженность средства в сумме 541 578 руб.; на Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.11.2013 решение от 29.07.2013 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить названные решение и постановление и принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, суды неправильно применили пункт 5 статьи 242 БК РФ и пункт 6 статьи 24 Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Закон N 216-ФЗ).
Управление в отзыве отклонило доводы кассационной жалобы, просило обжалуемые решение и постановление оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Минтрудсоцразвития в своем отзыве на кассационную жалобу поддержало позицию Учреждения.
В судебном заседании представители Управления возражали против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Учреждение, Минтрудсоцразвития и Минфин России, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами на основании материалов дела, Управлением в период с 06.02.2013 по 13.02.2013 проведена проверка правомерного и эффективного использования Учреждением средств, источником которых является субвенция из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг за 2012 год, предоставляемых отдельным категориям граждан.
По результатам указанной проверки составлен акт от 13.02.2013, в пункте 2 которого отражено, что средства субвенций, предоставленных из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в сумме 14 318 882 руб. 10 коп. освоены Учреждением в полном объеме. Однако по состоянию на 24.12.2012 на лицевом счете заявителя имелись неиспользованные остатки субсидий в сумме 3 148 454 руб. 36 коп.,которые 24.12.2012 перечислены на счет федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России") и по состоянию на 01.01.2013 числились на счете ФГУП "Почта России".
В связи с этим Управление пришло к выводу, что в нарушение требований статьи 242 БК РФ, статьи 6 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1249 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - Постановление N 1249), а также пункта 4.1 договора от 28.05.2012 N 4.3.2-005-12-2523, заключенного между ФГУП "Почта России" и Минтрудсоцразвития, неиспользованные остатки субсидий, профинансированные в 2012 году по подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению" в сумме 2 566 798 руб. 79 коп., и по подстатье 221 "Услуги связи" в сумме 20 905 руб. 70 коп. использованы на финансирование бюджета следующего (2013) финансового года.
Копия акта получена руководителем Учреждения 13.02.2013.
На основании акта проверки от 13.02.2013 руководителем Управления 13.03.2013 в адрес Учреждения вынесено оспариваемое предписание устранить выявленные нарушения. Управление указало, что средства, источником которых является субвенция из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в сумме 2 587 704 руб. 49 коп., необоснованно сверх необходимой потребности отвлечены в дебиторскую задолженность и своевременно не возвращены в федеральный бюджет по состоянию на 01.01.2013. Учреждению предписано указанные средства перечислить Минтрудсоцразвития.
Заявитель не согласился с вынесенным предписанием и обратился в суд с заявленным требованием.
Суд первой инстанции требования заявителя частично удовлетворил с учетом расчета суммы, подлежащей возврату по основаниям, изложенным в акте проверки и предписании.
Апелляционная инстанция не усмотрела оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьями 6, 47, 129 БК РФ межбюджетные трансферты (средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются в том числе в форме субвенций (безвозмездных поступлений, не относящихся к собственным доходам бюджета).
Как установлено пунктом 6 статьи 130 БК РФ, операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субвенций и межбюджетных субсидий в рамках исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 133 БК РФ под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 133 БК РФ субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Распределение бюджетам субъектов Российской Федерации на 2012 год субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан предусмотрено таблицей 12 приложения 28 к Федеральному закону от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - Закон N 371-ФЗ).
Передача полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг предусмотрена статьей 23.2 Федерального закона "О ветеранах", статьей 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", статьей 2 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
В соответствии со статьей 12 Закона N 371-ФЗ учет операций со средствами, предоставленными бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, осуществляется на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.
Как установлено частью 4 статьи 12 названного Закона, порядок осуществления органами Федерального казначейства на основании решений главных распорядителей средств федерального бюджета полномочий получателя средств федерального бюджета по перечислению целевых средств в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются данные целевые средства, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Постановления N 1249 определено, что перечисление органом Федерального казначейства межбюджетных трансфертов на счет, открытый ему в учреждении Банка России для учета операций со средствами, поступающими в бюджеты субъектов Российской Федерации, с отражением соответствующих операций на лицевом счете по переданным полномочиям осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством.
Приказом Федерального казначейства от 18.06.2012 N 238 утвержден Порядок организации работы территориальных органов Федерального казначейства по осуществлению полномочий получателя средств федерального бюджета по перечислению в бюджеты субъектов Российской Федерации из федерального бюджета субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение (далее - Порядок N 238).
Учреждение в соответствии с положениями устава Учреждения, утвержденного распоряжением Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области от 31.03.2011 N 422-рс, указанными выше нормами и статьей 161 БК РФ является получателем бюджетных средств, в том числе, средств субвенции из федерального бюджета на обеспечение переданных для осуществления органам государственной власти Архангельской области полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861 утверждены Методика распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а также Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции.
Форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан установлена Областным законом Архангельской области от 28.05.2008 N 515-27-ОЗ. В частности пунктом 1 статьи 1 указанного Закона определено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные нормативными правовыми актами, предоставляются непосредственно гражданам в денежной форме путем перечисления средств на их банковские счета или через почтовые отделения связи.
В целях реализации указанных выше положений законодательства Минтрудсоцразвития заключило договоры о зачислении денежных средств на счета физических лиц в соответствии с реестрами, предоставляемыми на электронных носителях, в том числе договор от 28.05.2012 N 4.3.2-005-12-2523 с ФГУП "Почта России" на оказание услуг по выплате в отделениях почтовой связи и на дому средств, выделенных на реализацию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме, предоставляемым отдельным категориям граждан.
Как установлено судом, в соответствии с договором от 28.05.2012 N 4.3.2-005-12-2523 заявителем 24.12.2012 в адрес ФГУП "Почта России" перечислены средства в сумме 3 123 660 руб. 59 коп.
Согласно статье 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 названной статьи. Завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с требованиями названной статьи (пункт 1). Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря (пункт 3).
В силу пункта 4 статьи 242 БК РФ неиспользованные получателем бюджетных средств остатки бюджетных средств не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.
Межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств.
Главный администратор бюджетных средств такого решения не принимал.
Как установлено пунктом 5 статьи 242 БК РФ, не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.
В пункте 6 статьи 24 Закона N 216-ФЗ установлено, что не использованные по состоянию на 1 января 2013 года остатки межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме субвенций (за исключением субвенций на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, вставших на учет до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно), субсидий (за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, а также капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования административных центров субъектов Российской Федерации), иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в федеральный бюджет в течение первых 15 рабочих дней 2013 года.
Как установлено судами и не оспаривается заявителем, имеющиеся по состоянию на 24.12.2012 на лицевом счете получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации неиспользованные остатки субсидий в сумме 3 148 454 руб. 36 коп. (в том числе по подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению" в сумме 3 108 376 руб. 79 коп. и по подстатье 221 "Услуги связи" в сумме 40 077 руб. 57 коп.) перечислены на основании заявки Учреждения на кассовый расход от 24.12.2012 N 2154 на счет ФГУП "Почта России" и по состоянию на 01.01.2013 числились на счете ФГУП "Почта России", что подтверждается актами сверки расчетов по состоянию на 01.01.2013 между учреждением и ФГУП "Почта России" на оказание услуг по выплате в отделениях почтовой связи и на дому средств, выделенных на реализацию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан.
Между тем, как указали суды, перечисленные в декабре 2012 года на основании пункта 4.1 договора с ФГУП "Почта России" средства, выделенные на реализацию мер социальной поддержки в денежной форме, могли использоваться на оплату пособий и услуги связи за январь 2013 года.
Таким образом, как обоснованно указали суды, с учетом сумм, подлежащих перечислению в декабре 2012 года за январь 2013 года ("Пособия по социальной помощи населению" в сумме 1 083 156 руб., по подстатье 221 "Услуги связи" в сумме 19 171 руб. 87 коп.), неиспользованные остатки субсидии в сумме 2 046 126 руб. 49 коп. в силу пункта 5 статьи 242 БК РФ, пункта 6 статьи 24 Закона N 216-ФЗ, пункта 3 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861 (далее - Правила N 861), подлежали возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней 2013 года.
В нарушение данных норм Учреждение произвело перечисление указанных выше неиспользованных остатков субсидии в качестве предоплаты в счет будущих услуг по договору от 28.05.2012 N 4.3.2-005-12-2523 в адрес Вельского почтамта ФГУП "Почта России" на основании заявки на расход от 24.12.2012 N 2154.
Поскольку неиспользованные остатки в нарушение указанных выше норм заявителем израсходованы, то, вопреки доводам жалобы, они не могли быть взысканы в порядке, установленном Минфином России в соответствии с пунктом 5 статьи 242 БК РФ.
В силу пункта 8 Правил N 861 осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета, с нарушением условий, определенных названными Правилами, влечет за собой ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Следовательно, Управление сделало правомерный вывод о незаконном расходовании Учреждением средств субвенции из федерального бюджета на финансирование расходов следующего финансового года и применило меру принуждения, предусмотренную абзацем 2 пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" (далее - Указ N 1095).
Как установлено пунктом 7 Федерального закона от 09.07.1999 N 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации", изданные до введения в действие упомянутого Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации по вопросам, которые согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
В соответствии с частью 1 статьи 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся, в том числе, и отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений, в процессе контроля за использованием средств федерального бюджета.
Статьей 3 БК РФ предусмотрено, что Президент Российской Федерации издает указы, регулирующие бюджетные отношения, предусмотренные в части 1 статьи 1 названного Кодекса.
В силу пункта 4 Указа N 1095 средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
Следует отметить, что перечень мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и оснований их применения, содержащийся в статьях 282, 283 БК РФ, как обоснованно указали суды, не является исчерпывающим и может содержать иные основания, предусмотренные БК РФ или федеральными законами.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 861 контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, возлагается на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора в соответствии с установленными полномочиями.
Как установили суды, оспариваемое предписание (по содержанию и реквизитам) соответствует требованиям пункта 122 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н.
Следовательно, в оспариваемом предписании Управление правомерно указало на необходимость перечисления Минтрудсоцразвития (как главному распорядителю бюджетных средств) денежных средств, необоснованно отвлеченных сверх необходимой потребности в дебиторскую задолженность.
.Дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов соответствуют материалам дела.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения обжалуемых решения и постановления не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.07.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2013 по делу N А05-4823/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного казанного учреждения Архангельской области "Отделение социальной защиты населения по Устьянскому району" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.