18 марта 2014 г. |
Дело N А13-8473/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Бухарцева С.Н., Кудина А.Г.,
при участии от Департамента финансов Вологодской области Кирьяновой О.А. (доверенность от 09.01.2014),
рассмотрев 17.03.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.10.2013 (судья Алимова Е.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А13-8473/2013,
установил:
Некоммерческое партнерство "Перевозчики пассажиров г. Вологда", место нахождения: 160026, г. Вологда, ул. Преображенского, д. 28, ОГРН 1063500026072 (далее - Партнерство), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды (далее - Департамент градостроительства и инфраструктуры), место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. М.Ульяновой, д. 6, лит. "А", ОГРН 1073525019886, Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2, ОГРН 1023500901654 (далее - Департамент финансов), и Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Горького, д. 35, ОГРН 1093525019390, Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации, место нахождения: 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636 (далее - Министерство Финансов), и Управления федерального казначейства по Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, Предтеченская ул., д. 10, ОГРН 1033500037757, о взыскании 9 246 024 руб. 86 коп. по договору от 01.08.2008 N 24 на возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте, в том числе 1 951 657 руб. 79 коп. расходов, связанных с предоставлением проезда по единым именным льготным месячным проездным билетам в августе-сентябре 2012 года федеральным категориям льготников, 7 294 367 руб. 07 коп. расходов, связанных с предоставлением проезда по единым именным льготным месячным проездным билетам в августе-сентябре 2012 года областным категориям льготников
Решением от 18.10.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.12.2013, с Российской Федерации в лице Министерства финансов взыскано 1 951 657 руб. 79 коп. затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте, а с Вологодской области в лице Департамента финансов взыскано 7 294 367 руб. 07 коп. затрат, связанных с предоставлением названных мер социальной поддержки. В иске к Департаменту градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды и Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области отказано.
В кассационной жалобе Министерство финансов просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части удовлетворения иска к Российской Федерации и в этой части принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя жалобы, обязанность по перечислению денежных средств из бюджета одного уровня бюджету другого уровня не может затрагивать права и интересы транспортных компаний, которые, являясь коммерческими организациями, не участвуют в межбюджетных правоотношениях; перечисление межбюджетных трансфертов свидетельствует лишь о наличии бюджетных правоотношений между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, а не о наличии обязательств Российской Федерации перед транспортными организациями по возмещению убытков, возникших в связи с перевозкой граждан на льготных условиях.
В отзывах на кассационную жалобу Департамент градостроительства и инфраструктуры и Партнерство просят жалобу отклонить.
В судебном заседании представитель Департамента финансов поддержал доводы, приведенные в жалобе.
Другие участвующие в деле лица, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Департамент городского хозяйства администрации города Вологды (переименован в Департамент градостроительства и инфраструктуры) и Партнерство заключили договор от 01.08.2008 N 24 на возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте.
Согласно пункту 1.1 названного договора Партнерство предоставляет проезд по единым именным льготным месячным проездным билетам (далее - ЕИЛМПБ) отдельным категориям граждан в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2.3 договора, а Департамент городского хозяйства администрации города Вологды возмещает Партнерству расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте.
Договор заключен на срок до 31.12.2008 (пункт 3.1).
Дополнительным соглашением от 12.01.2012 N 4 срок действия договора продлен до 31.12.2012.
Ссылаясь на то, что расходы по предоставлению названных выше льгот не возмещены в полном размере за август и сентябрь 2012 года, Партнерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, проверив расчет Партнерства и признав за ним право на компенсацию убытков, удовлетворил иск.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Законом Вологодской области от 10.12.2007 N 1704-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области" (далее - Закон N 1704-ОЗ) лица, указанные в пунктах 1 - 3 статьи 1 названного закона, имеют право на приобретение по месту жительства ЕИЛМПБ стоимостью 300 руб. для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов (в границах административного района).
Лицам, указанным в пунктах 4 - 31 статьи 1 Закона N 1704-ОЗ, предоставляются меры социальной поддержки в рамках обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории области в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами с учетом финансирования расходов на эти цели за счет средств федерального бюджета.
В силу статьи 6 Закона Вологодской области от 22.12.2005 N 1393-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере предоставления мер социальной поддержки при проезде на транспорте на территории Вологодской области" финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций с выделением отдельной строкой и расшифровкой по каждому муниципальному образованию.
Порядок предоставления и расходования субвенций, передаваемых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, определяется правительством области, в части осуществления государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области - с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области.
Постановлением правительства Вологодской области от 30.01.2008 N 138 утвержден Порядок определения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан по ЕИЛМПБ, согласно которому транспортными организациями ежемесячно в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области представляется отчет о затратах при предоставлении проезда по единому проездному билету отдельным категориям граждан, установленным статьей 1 Закона N 1704-ОЗ.
Партнерством представлен расчет недополученных доходов за спорный период.
Суд первой инстанции, проверив расчет, пришел к выводу об обоснованности исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Согласно пункту 19 данного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения требований Партнерства.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.10.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 по делу N А13-8473/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
С.Н. Бухарцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.