18 марта 2014 г. |
Дело N А05-4376/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Константинова П.Ю., Кудина А.Г.,
рассмотрев 18.03.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Красноборское лесничество на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.09.2013 (судья Бабичев О.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2013 (судьи Шумилова Л.Ф., Козлова С.В., Писарева О.Г.) по делу N А05-4376/2013,
установил:
Территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Красноборское лесничество (далее - Лесничество) обратился в арбитражный суд Архангельской области с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства "Надежда" Опякиной Ирине Михайловне о взыскании 1 198 850 руб. в возмещение ущерба, причиненного лесам.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Шотт Андрей Рихардович.
Решением суда первой инстанции от 10.09.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.12.2013, в иске отказано.
В кассационной жалобе Лесничество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, факт причинения вреда лесу виновными действиями ответчика подтверждается материалами дела.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Департаментом лесного комплекса Архангельской области и крестьянским хозяйством "Надежда" заключен договор от 01.11.2007 N 50 аренды лесных участков общей площадью 2484 га, находящихся в Красноборском сельском участковом лесничестве. Лесные участки предоставлены для использования в целях заготовки древесины на срок по 18.12.2018.
С согласия арендодателя указанные лесные участки переданы крестьянским хозяйством в субаренду индивидуальному предпринимателю Шотту А.Р. в соответствии с заключенным между ними договором от 14.01.2011 N 01.
В ходе натурной проверки данных дистанционного мониторинга Лесничеством выявлено и зафиксировано в акте проверки от 21.09.2012 и акте о лесонарушении от 21.09.2012 N 38, что в квартале N 43 Красноборского сельского участкового лесничества (выделы 14, 19) в водоохранной зоне реки Березовка вырублены деревья в объеме 146,48 куб.м, в связи с чем лесу причинен ущерб на сумму 1 198 850 руб.
Лесничество направило крестьянскому хозяйству "Надежда" претензионное письмо от 28.01.2013 N 56 об уплате указанной суммы в срок до 28.02.2013.
Отклонение претензии явилось основанием для обращения Лесничества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что вина ответчика в причинении вреда лесу имеющимися в материалах дела доказательствами не подтверждена, в удовлетворении иска отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 104 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 этого Кодекса.
Согласно части 1 статьи 100 ЛК РФ вред, причиненный лесам, возмещается добровольно или в судебном порядке лицами, его причинившими.
Имущественная ответственность за лесонарушения регулируется общими правилами об основаниях ответственности, установленными статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие самих убытков, противоправного поведения и вины лица, причинившего вред, а также причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившими убытками.
В рассматриваемом случае суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности факта причинения вреда лесу виновными действиями ответчика.
В силу части 2 статьи 96 ЛК РФ государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положение об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 (далее - Положение).
Согласно пункту 8 Положения должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, осуществляющих лесную охрану, вправе, в частности, осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства (подпункт "е"); составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления лицам, осуществляющим использование лесов (подпункт "ж"); уведомлять в письменной форме названных лиц о результатах проверок и выявленных нарушениях (подпункт "к"); предъявлять лицам, осуществляющим использование лесов, требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений (подпункт "л"); предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции (подпункт "м").
Пунктом 12 Положения предусмотрено, что к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что мероприятие по контролю (надзору) проведено Лесничеством при отсутствии соответствующего распоряжения о проверке крестьянского хозяйства "Надежда".
В связи с этим, руководствуясь статьей 20 Закона N 294-ФЗ, суды пришли к выводу о грубом нарушении установленных названных Законом требований к организации и проведению проверки, указав, что результаты этой проверки не могут являться доказательством нарушения лесного законодательства.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, исходя из положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции отказал Лесничеству в удовлетворении исковых требований, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Однако судами не учтено, что Лесничеством незаконная рубка леса выявлена в результате осуществления федерального государственного лесного надзора, а не в ходе проверки крестьянского хозяйства "Надежда". Следовательно, нормы Закона N 294-ФЗ к рассматриваемым правоотношениям не применимы.
Вместе с тем, ошибочность указанных выводов не привела к принятию судами неправильных судебных актов, поскольку помимо актов проверки от 21.09.2012 и о лесонарушении от 21.09.2012 N 38 виновность ответчика в причинении вреда лесу другими доказательствами не подтверждена. При этом согласно объяснению Опякиной И.М. к акту о лесонарушении от 21.09.2012 N 38 заготовку древесины в квартале N 43 Красноборского участкового лесничества вело не крестьянское хозяйство "Надежда", а субарендатор по договору субаренды от 14.01.2011.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.09.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2013 по делу N А05-4376/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Красноборское лесничество - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.