21 марта 2014 г. |
Дело N А26-2705/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кудина А.Г.,
судей Алешкевича О.А., Константинова П.Ю.,
при участии от открытого акционерного общества "Прионежская сетевая компания" Строгановой Н.А. (доверенность от 17.12.2013 N 128-13),
рассмотрев 18.03.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.08.2013 (судья Денисова И.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2013 (судьи Барканова Я.В., Серикова И.А., Тимухина И.А.) по делу N А26-2705/2013,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Андропова, дом 2/24, ОГРН 1071001000828 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к открытому акционерному обществу "Прионежская сетевая компания", место нахождения: 185013, Республика Карелия, город Петрозаводск, Новосулажгорская улица, дом 22, ОГРН 1061001073242 (далее - Общество, ОАО "ПСК"), о взыскании причиненного лесам ущерба в размере 384 541 руб. 18 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "СЗЛК", место нахождения: 185002, Республика Карелия, город Петрозаводск, Парковая улица, дом 56 "А", ОГРН 1111001015036 (далее - ООО "СЗЛК").
Решением суда первой инстанции от 29.08.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.12.2013, в удовлетворении иска Обществу отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит указанные решение и постановление судов отменить, а также принять новый судебный акт - об удовлетворении требований истца.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ПСК" полагает, что принятые по делу судебные акты законны и не подлежат отмене, в связи с чем просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу Министерства - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители Министерства и ООО "СЗЛК", надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, при патрулировании лесничим "Виданского участкового лесничества" было обнаружено, что в квартале 40 (на выделах 7, 9, 10 и 12), в квартале 49 (на выделах 2, 3, 4, 7, 16, 17 и 24,), а также в квартале 62 (на выделах 11, 12 и 13) вдоль автодороги пос. Чална - садоводческое товарищество "Порожки" была совершена незаконная рубка деревьев в объеме 79,4 куб.м.
По результатам патрулирования 24.10.2012 был составлен акт осмотра N 33.
ГКУ РК "Пряжинское центральное лесничество" 29.10.2012 обратилось с заявлением в Межмуниципальный отдел МВД России "Олонецкий" (отделение полиции по Пряжинскому району) о факте незаконной рубки лесных насаждений, просило установить и привлечь виновных лиц к ответственности.
Однако постановлением от 09.04.2013 по названному факту в возбуждении уголовного дела отказано, поскольку все необходимые работы были согласованы с лесничеством.
ГКУ РК "Пряжинское центральное лесничество" 11.12.2012 направило в адрес Общества извещение о составлении протокола о лесонарушении.
Инженером по охране и защите лесов ГКУ РК "Пряжинское центральное лесничество" Смирновой Л.А. 25.12.2012 в отношении ОАО "ПСК" был составлен протокол N 2/00.
В адрес Общества 24.01.2013 было также направлено претензионное письмо, в котором ответчику предложено оплатить ущерб в размере 384 541 руб. 18 коп.
Поскольку ОАО "ПСК" отклонило указанное письмо, Министерство обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды двух инстанций правомерно отказали в удовлетворении иска исходя из следующего.
На основании пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
В силу части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ на землях лесного фонда допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, - для использования линий электропередач и других линейных объектов. В целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 названной статьи, допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (часть 5 статьи 21 ЛК РФ).
Согласно части 4 статьи 45 ЛК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 утверждены "Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" (далее - Правила N 223).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 223 в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов; б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра; в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
В пункте 9 Правил N 223 предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Для проведения названных в пунктах 8 и 9 Правил N 223 выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан юридические и физические лица, использующие леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, направляют в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, не позднее 15-ти дней до завершения рубки, при проведении рубок в целях предотвращения аварий или проведения аварийно-спасательных работ - не позднее чем через 2 рабочих дня с момента начала рубок, следующую информацию: а) наименование юридического лица; фамилия, имя, отчество - для физического лица; б) объем и породный состав вырубаемой древесины; в) сведения о местонахождении лесного участка в соответствии с материалами лесоустройства (выдел, квартал) (для объектов электросетевого хозяйства также указывается диспетчерское наименование объекта и проектный номинальный класс напряжения); г) срок завершения рубки лесных насаждений (пункт 10 Правил N 223).
Согласно пункту 11 Правил N 223 в целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Таким образом (как правильно определено апелляционным судом по настоящему делу) действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено предоставление в пользование лесных участков и выдача специальных разрешений в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов.
Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанций установили, что Обществу по сводному акту от 01.01.2007 о приеме-передаче объектов основных средств была передана линия электропередач "6 Кв Л18П-9", которая используется ОАО "ПСК" в границах охранной зоны. Между ОАО "ПСК" и ООО "СЗЛК" 11.07.2012 был заключен договор подряда на вырубку древесно-кустарниковой растительности, в том числе и на расчистку трассы "Л-18П-9" на площади в 25 га. Согласно акту приемки выполненных работ подрядчик задание по расчистке выполнил и сдал результат работы заказчику.
ГКУ РК "Пряжинское центральное лесничество" 30.07.2012 согласовало Обществу расчистку "ВЛ-6Кв Л-18Р-9" п. Чална - ст. Падозеро, "Л-18П-2" п. Чална - п. Виданы, а также затребовало информацию согласно Правилам N 223.
В виду изложенного суды пришли к выводу о том, что ОАО "ПСК" уведомило ГКУ РК "Пряжинское центральное лесничество" о расчистке "ВЛ-6Кв Л-18Р-9".
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для применения такой ответственности истцу необходимо доказать в совокупности: наличие убытков в заявленном к возмещению размере; вину ответчика в возникновении данных убытков; а также причинную связь между понесенными истцом убытками и виновными действиями ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о недоказанности Министерством совокупности вышеперечисленных обстоятельств для привлечения ОАО "ПСК" к гражданско-правовой ответственности за причинение вреда лесному фонду.
Кассационный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального права и сводятся к иной оценке установленных фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.08.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2013 по делу N А26-2705/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.